Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль

Традиции и современность (3)

В советское время народное искусство перестало быть предметом эксплуатации и наживы. Конкретные деловые мероприятия советской власти были направлены на возрождение кустарных промыслов.
В годы гражданской войны был издан декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О мерах содействия кустарной промышленности». Это было некоторого рода свидетельством поддержки государством народного искусства.
В то время было создано больше возможностей для развития народного искусства, тесно связанного с новым бытом советских людей, поскольку отсутствовала духовная составляющая тогдашней идеологии. Улучшились условия труда кустарей. Они примкнули к общей художественной жизни страны, к активной творческой деятельности. С первых послереволюционных лет регулярно проводились выставки крестьянской творчества в Киеве, Харькове, Полтаве и других городах.
Значительным событием в культурной жизни республики стала «Выставка современного крестьянского искусства», открытия которой состоялось 1 мая 1919 г. в Киеве. Именно в это время было создано «Крестьянскую школу художественной труда» с бесплатным обучением искусству набивки, резьбы по дереву и рисование.
Уже в 20-е годы произведения народного искусства занимают удельный вес в экспорте Советского Союза в Канаду, Германию, Англию, США, - Францию. Впервые выставка украинского народного искусства состоялась в 1922 г. в Берлине и имела огромный успех. Затем она экспонировалась в Праге, Гамбурге, Лондоне. Зарубежные газеты в своих отзывах писали о красоте украинского народного искусства, подчеркивая, что это образец коллективного труда в котором живет большая творческая сила народа.
С успехом экспонируются украинские изделия в Мюнхене (1924 г.), Лейпциге (1929 г.). На Всемирной декоративной выставке в Париже (1925 г.) Украина получила Большую золотую медаль за прекрасную одежду, украшенную вышивкой.
В этих условиях формируется новый тип народного мастера. На смену безымянным ткачиха, ковровщицы, вышивальщицам пришли знатные мастера, чьи имена известны далеко за пределами страны. Лучшие из них имеют почетные звания, правительственные награды. Высокого звания «Мастер народного творчества УССР» одними из первых были удостоены вышивальщицы Н. Березовская, М. Коржух, рисовальщицей Г. Собачко-Шостак, П. Власенко, резчик П. Берна, ковровщицы Н. Вовк. Лауреатами премии имени Т. Г. Шевченко стали художница Мария Примаченко, ткачихи Анна Верес и Анна Василащук.
Работа народного мастера стала почетной, постепенно она перерастает в художественное творчество. Мастера народного творчества наряду с профессиональными художниками принимают участие в выставках, становятся членами Союза художников СССР. Наиболее талантливых из них привлекают к производству на керамические, фарфорофаянсовые заводы, к раскрашиванию общественных зданий, оформления книг.
Декоративное искусство, как уже отмечалось, очень сложное и многогранное явление культуры. На этой ниве работают народные мастера, а также художники-профессионалы. Большой отряд народных художников трудится в системе художественных промыслов. Художественные промыслы - это четкая, широкая сеть предприятий с филиалами, цехами, размещенные в выдающихся центрах народного искусства, с многочисленными бригадами мастеров-надомников с окрестных сел. Они воспроизводят в изделиях ткачества, ковроткачества, гончарства, в вышивке характерные особенности своей местности.



Рис.: С. Нечипоренко. Рушники. Киев 1970-1972 гг.

Автор: КРОСНА от 03.11.2012
Оценка:  





  

Достоинства

  • Мастерски выполнен в технологии браное ткачество.
  • Ручная работа.
  • Приемлемая цена.
Связанные галереи
Связанные статьи

Печать | Copyright © 2009 - 2019 KROSNA All rights reserved | Контакты