Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль

Традиции и современность (2)

На протяжении столетий образовались традиционные центры украинского народного искусства. Они сохраняют свои локальные,  ярко выраженные признаки художественного стиля, что проявляется в формах предметов, характерных приемах росписи, особенностях техники исполнения, любимой гаммы цветов. Вот почему можно безошибочно распознать желто-зеленую, как весенняя равнина, косовскую керамику, красочную, с сочными формами росписи опишнян- скую; изысканную, нежную, вышитую белым по белому полтавскую вышивку; контрастную черно-красную - киевскую;  ткани перебором с крупным рисунком кралевецкие полотенца и мелкоузорные бело-красные - богуславские.

Развитие народного искусства - это эволюционный процесс, основанный на традициях и постепенном накоплении новых черт. Каждый мастер, внося в общие достижения свое личное, идущий от его одаренности, вкусов, способствует этому развитию. Опираясь на коллективные достижения предшественников, современные художники продолжают и развивают народные традиции. Наиболее удачные орнаментальные мотивы, композиционные цветовые решения становятся любимыми, их подхватывают другие, впоследствии они включаются в общее достижение коллектива, превращаются в традицию. Именно в многоразовом  повторении суть процесса совершенствования. Как говорил выдающийся украинский поэт М. Рыльский, это коллективное творение во времени "идет по законам круги на воде: все шире и шире и уже, наконец, не видно, откуда это движение началось» *. Коллективность и традиционность является основой развития народного искусства.

Посетители Лейпцигской международной выставки-ярмарки были очарованы красотой вышитой рубашки. Тонкая, изящная, как ценная мозаика, работа «Бархатцы» получила золотую медаль.  Этот безупречное художественное произведение создала молодая художница из Клембовки, что на Подоле, Анна Лялька. Непрерывность поколений, передача эстафеты мастерства старших младшим - это и есть закон жизни и развития народного творчества.

Последовательными защитниками народного искусства были прогрессивные представители украинской литературы: Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, П. А. Грабовский, Леся Украинка, М. М. Коцюбинский. Они отмечали его самобытность, показывали большое значение в развитии культуры. В конце XIX-начале XX в. просыпается интерес прогрессивной интеллигенции к народному творчеству. Благодаря активной деятельности губернских земств на территории Подола, Полтавщины, Киевщины создаются учебно-показательные мастерские, школы ткачества, ковроделия, гончарства. Они готовили квалифицированных мастеров по каждому виду прикладного искусства. Была организована также сеть так называемых «раздаточных пунктов», которые открывались в отдаленных селах. Через них мастерицы получали материалы, заказ, сдавали готовую к продаже продукцию. Губернские земства всячески использовали труд крестьянок-надомниц.  Их работы демонстрировались на отечественных и международных выставках в Софии, Турине, получали золотые и серебряные медали, почетные дипломы, а сами создатели этих замечательных работ оставались неизвестными, бедными и неграмотными.

Октябрьская революция открыла новую страницу в истории декоративного искусства исходя из марксистско-ленинского понимания роли и значения народного искусства в развитии культуры.

* Рильський М. Т. Вступ.—В кн.: Українська народна поетична творчість. К.: Наукова думка, 1965, с. 9.



Рис. С. Нечипоренко. Рушник. Киев,1970 г.

Автор: КРОСНА от 03.11.2012
Оценка:  





  

Достоинства

  • Мастерски выполнен в технологии браное ткачество.
  • Ручная работа.
  • Приемлемая цена.
Связанные галереи
Связанные статьи

Печать | Copyright © 2009 - 2019 KROSNA All rights reserved | Контакты