Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль

Христианское орнаментальное искусство в украинском рушнике


По причинам раннего по времени принятия христианства народное искусство Украины во многом приняло его знаки и символы. Рушник не стал исключением. С языческих капищ и священных рощ, утвержденный святыми заветами, он вошел в христианские храмы, пролив библейский свет на отдельные знаки и целые композиции, придав им канонический и апокрифический смысл.
Вышитый «передатеизм» конца XIX в. - предшественник дальнейшего искажения рушниковой вышивки, вызванного советским периодом, когда рождались социально заказанные думы о Ленине-Сталине, а на рушниках появлялись изображения Кремля, Серпа и Молота и разнообразные лозунги («Да здравствует ..). И все же православные украинские женщины и в то время не забывали материнской веры. Исключительно распространенными в начале XX в. становятся орнитоморфные мотивы вышивок - символы крылатой души. Рушниковые птицы усиливали религиозные чувства, стимулировали эстетические потребности, формировали суждения, своеобразно канонизируя изображения, порождая символы объединенные с христианской верой.            Рушники этих времен с одной стороны можно рассматривать как произведения оккультного религиозного искусства. На сам же культ, хотя иногда и скрытый в глубинах истоков становления образов, непосредственно указывают и некоторые виды птиц, которые легко угадать по присущим им характерными признаками, подчеркнутыми вышивальщицами. К их числу отнесем изображения павлинов, голубей и воробьев, петухов, орлов, ласточек, воронов и журавлей.
Обращение верующих мастериц к указанным образам свидетельствует об их желании вырваться хотя бы в воображении за пределы обыденности, избавиться несчастий и страданий, достичь желаемого светлого дня. Предоставляя птичьим образам определенного символического значения, христианские создатели рушниковой вышивки в подавляющем большинстве случаев обращались к Ветхому и Новому Заветам, часть же символики - апокрифического происхождения. Иногда определенный образ отражает обе позиции, а сам символ становится носителем как положительного, так и отрицательного характера. Так, образ обычного воробья символизирует обделенного судьбой человека, который однако находится под защитой Бога-Отца, пришел в наш мир по воле Бога и существует только благодаря тому, что Бог ему дает. По апокрифам, воробей - существо, своими криками «жив-жив» сообщил о бесконечности мучений Христа при распятии. Отсюда и негативные украинское прозвище воробья - «вор», «ворюжка», «жид» (враг).
Голубь - символ чистоты и святости Святого Духа, и, пожалуй, единственный орнитоморфный знак - носитель только положительной нагрузки. Голубь принес Ною оливковый лист - оповещение об окончании потопа; он сидит на посохе Иосифа, мужа Девы Марии; семь голубей - это семь ангелов Господних; как символ мира, голубь является атрибутом св. Георгия и других святых.
С Благовещением Марии связана весенняя символика образа журавля, а отсюда и верования украинцев, что якобы эта птица приносит матерям детей. О Благовещении и Рождестве Христовом напоминает и образ ласточки, которую всячески восхваляют в украинских веснянках и колодках.
Изображение орла, доминирующего среди рушниковых орнитоморфных знаков, можно назвать своеобразной формулой, который воспроизводит религиозный аспект мышления украинца, синтезирует определенные явления морали, философии искусства и науки. Если коснуться религиозного санкционирования образа птицы, то придется перечитать под данным углом зрения Ветхий и Новый Завет. Образ ориентирует сознание и поведение верующих, выступая символом божественного величия, Вознесения и молитвы, направленной в небо, значит, к Богу. Этот посланник Небес - идеал христианской добродетели. Постоянно созерцая его на стенах своих домов, украинские мужчины обязаны женщинам, что таким образом идеализировали лучшие черты настоящих мужей: храбрость, силу, благородство. И по сей день душу каждого верующего и неверующего украинца чарует красота Давидова псалма: «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя - святое имя Его», где Он «все грехи твои прощает все недуги твои исцеляет, от могилы жизнь твою Он спасает, Он тебя милостью и щедротами венчает, желание твое насыщает добром, - обновится, подобно орлу, юность твоя» (Псалом 103: 1-5).
К наиболее архаичным христианским образам вышивки искусствоведы относят образ павлины (павлина). «Тысячи глазков» на павлиньим хвосте иногда используются как символ «всевидящего» Бога, а привычка птицы медленно ходить-выступать сделала его и символом мирской гордыни и самолюбования. Амбивалентная сущность и знака петуха, что своей популярностью у вышивальщиц он сравнялся с образом орла. Известны многочисленные поверья о птице, утреннего глашатая, песня которого прогоняет нечистую силу и вместе с тем символизирует отречение Петра: «Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как ты трижды отречешься от Меня .. (Иоанна 13:38).
Среди изображений насекомых, особенно популярны пчелы. И само насекомое, и мед имеют исключительный духовный подтекст, что подчеркивается многочисленными библейскими материалами, к которым относятся, в частности, строки «Песни песней» и 14-й главы Книги судей, где это насекомое символизирует любовь и мудрость.
Некоторые христианизированные образы животных в рушниковом изображении могут нести значительную смысловую нагрузку, порой даже больше, чем языческую. К такому выводу побуждает высказанное исследователями славянской мифологии мнение о в целом слабой мифологизации, например, образа оленя, которому теологи уделяют значительное внимание. Так, ссылаясь на Псалом 41:1 Дж. Фергюсон останавливается на детальном рассмотрении особенностей биологического существования этого животного, в зависимости от чего сложилась и ее христианская символика.
Поскольку олень ищет свободы и убежища высоко в горах, - пишет Фергюсон, - он стал символом уединения, праведной жизни и духовного стремления. Между тем, библейская «Песнь Песней» устами влюбленной Суламиты постоянно сравнивает любимого с оленем, но полевым: «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, газелями или полевыми оленями .. (Песнь Песней 2: 7, 3: 5, 8: 14). Если считать любовь за высшее проявление духовности, то становится понятным и невероятно прекрасный образ оленя полевого, свободного и неудержимого, не замкнутого в существовании ограниченным пространством гор. Заканчивается «Песнь Песней» так: «Беги, мой любимый, И будь подобен серне Себе или молодому оленю бальзамовых горах»
(Песнь Песней 8: 14).
Средневековые бестиарии наделяют оленя свойством распознавать лекарственные растения, в частности бальзамические. Отсюда и «душистая» символика последних строк «Песни ...
Среди традиционных христианских «животных» образов на рушниках встречаем зайцев - символов беззащитности и львов, «изрыгая» растительные формы, заставляют вспомнить льва ветхозаветного Иуды, от которого исходит генеалогическое древо Христа.
Есть на рушниках и редкие изображения леопарда - символа жестокости, дьявола и антихриста, изображение лисы - персонажа книжных иллюстраций, символа коварства, хитрости.
Широко распространенные варианты «сатанинских» изображений змей, драконов и грифонов. В такой рушниковой зооморфной иконографии нельзя не почувствовать элементов гротеска, наряду с желанием вышивальщиц внушить страх, вспомнить самим и напомнить людям о греховной человеческой сущности.
Вспоминаются и вещие животные из видений св. Иоанна Богослова, где перед окутанным изумрудными радугами престолом Сидящего - не имея покоя ни днем, ни ночью, суетятся «четыре животные, исполненные очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И те четыре животных - каждая из них имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей ... животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков ... » (Откровение Иоанна Богослова 4: 6-11).
Так, путем обращения к зооморфным образам, воссоздана христианская символическая картина Вечности.
Сливая воедино человеческое и животное, в космической невесомости (каждое из животных «имело по шести крыл»), глядя вперед и оглядываясь назад - «четверо животных, исполненные очей спереди и сзади» (Откровение Иоанна Богослова 4: 6-11) - все на нашей земле стоит перед Вечностью, воспринимая ее во временности грехов и праведности, надеясь на победу добра. Ангельской чистоте, силе мудрости и низменной ограниченности - всему есть место в непостижимости существования. К его тайнам стремились приблизиться творческой мыслью и украинские ткачихи и вышивальщицы, «десятки тысяч раз по десять тысяч и тысячи тысяч».
Еще в Византии IX в. сложилось украшенное тканым орнаментом строго регламентированное богослужебное облачение православного духовенства, которое перешло на наши земли и осталось почти неизменным до наших дней: диакона стихарь и орарь, нарукавники - поручи священника, епитрахиль, пояс и основная риза-фелонь.  Риза-фелонь и сейчас украшается великолепным орнаментом по более короткой передней части. Вместо фелони патриарх носит саккос, украшенный широкой орнаментальной полосой.
С обрядовых христианских предметов богатым орнаментом украшаются плащаницы В таких работах элементы декоративного и изобразительного сливаются в единый орнамент, который создает композицию на ту или иную христианскую тему. В Украине такие вышивки выполнялись в техниках шитья в «прикрепи», в «прокол», а ткани - перебором. Среди древнейших произведений такого рода в Украине известна плащаница с западноукраинского села Жиравка и фигуры деисусного чина с Золочевской фелони.
К выдающимся памятникам церковного художественного шитья относят и середнеднепрянскую плащаницу (1466) из Покровской церкви села Сулимовка на Переяславщине.

Церковь Покрова пресвятой Богордицы в селе Сулимовка
Церковь Покрова пресвятой Богордицы в селе Сулимовка



Середнеднепрянскую плащаница (1466) из Покровской церкви села Сулимовка на Переяславщине
Середнеднепрянская плащаница (1466) из Покровской церкви села Сулимовка на Переяславщине с записью внизу: "Княгиня Олена вышила сий вздух
великому Архистратигу Михаилу князю Михаилу Ондреевичю и его Княининых детем"

 
Известная родовая икона XVIII века «Покрова Сулимовская»
Известная родовая икона XVIII века «Покрова Сулимовская»
 
Описанные многими искусствоведами, эти памятники для нас особенно интересны тем, что здесь часто используются традиционные народные рушниковые швы и знаки. Фигуры святых церковная вышивка XV в. одела в покровы, украшенные традиционными ромбами, квадратами, меандрами и другими геометрическими знаками; широко используется привычная ритуальная рушниковая «елочка», «коса сеточка». Вышитые лики святых на памятниках подчеркнуто строгие и трагические, что соответствуют общему настроению украинцев того тяжелого периода. Создается впечатление, что ритмика вышивки перекликается с ритмикой повторов украинских страданий. Как заметили исследователи, епитрахили украинских священников XV - XVII в. часто имеют вид длинных узких рушников, которые перебрасывают с шеи двумя концами вперед. С XVII в. на наших землях распространяется искусство изготовления вышитых икон, причем на украинскую крестьянскую вышивку влияют орнаментальные украшения церковных книг. В украшениях книг и в рушниках рядом с геометрическими, широкое распространение приобретают фитоморфные узоры.
Известно, что в христианском сакральном искусстве эпохи Возрождения сложились представления о семи человеческих добродетелях и семи пороках. Добродетели воплощались в изображениях семи женских фигур с определенными атрибутами. Первые - Вера, Надежда, Любовь, и по сей день наиболее распространены украинские женские имена, распознавались христианами по атрибутам соответственно: первая - чаша и крест, вторая - якорь, третья - сердце. Все эти знаки, хорошо известны, любимы и привычны, вышивались в Украине повсеместно. Четыре другие - Трезвость, Благоразумие, Стойкость, Правосудие были для украинских женщин чем-то слишком абстрактным.
Семь пороков: гордыня, жадность, похоть, злоба, ненасытность, зависть и бездельничество испокон веков осуждались народной моралью украинцев, хотя, к сожалению, и до сих пор не изжиты, представляя составляющие ментальности, и не только одного нашего народа. При желании можно и в рушниковых знаках усмотреть стремление мастериц напомнить об их жизненном присутствии, следовательно, и необходимость преодоления. К примеру, знак надменности отчетливо читается в образе павлина, преодоление же этого порока кроется непосредственно в самом процессе создания изделия. Отрицанием порока является прославление добродетелей святых из числа библейских образов и украинских служителей церкви.
Украинский рушник, войдя в нашу жизнь с начал цивилизации и продолжив свое существование в том числе и благодаря библейским традициям, пережил сложные времена и по сей день остался жив и живительным видом украинского народного искусства.
Поэтому то украинская православная культура тесно связана с рушниковым искусством.  Персонажи святых представляли для народа особенную сакральную сферу, подвластную религиозным канонам. В своем устном творчестве народ позволял себе вольную трактовку евангельских сюжетов, создав огромную апокрифическую литературу. В народных обрядах и по сей день свободно сосуществуют языческие и христианские мотивы и образы. Однако, прикладной фольклор «получил разрешение» преимущественно на декоративное оформление обрамлений святых ликов. Конечно, обрамление духовной ценности не менее стоящее и косвенно включается в сакральные очертания, но тиражирование и копирование самых святых ликов крестьянской вышивкой церковь не одобряла ... Лик Божий не мог позволить себе изображать любой, тем более женщина крестьянка. Иначе обстоит дело с иконописью на дереве: известны многочисленные труды сельской живописи, но нить и игла никогда не приравнивались к кисти и краскам. Несмотря на это, мастера всегда имели возможность выразить свое почтение Богу. Как свидетельствуют рушниковые орнаменты, даже не изображая святых ликов, мастера всячески варьировали христианскую символику - вышивали храмы, сакральные тексты, всеми возможными средствами распространяя и пропагандируя нравственные религиозные истины.
Как явление этнического характера, украинский рушник - свидетельство становления и развития нашей страны и ее культуры. Знаковая система его орнамента соответствует ментальности украинцев, отражает психологию, взгляды на мир, на добро и зло, на прекрасное и даже на безобразное. Привлеченные параллели с этнографических, фольклорных, искусствоведческих материалов, исследований историков, антропологов в определенной степени позволяют реконструировать и осознать через знаки и символы рушникового орнамента проявления эстетической и художественной деятельности нашего народа, понять его связи с культурой других людей. Об этом пойдет речь в следующих статьях.


Автор: КРОСНА от 19.10.2015
Оценка:  





  

Достоинства

  • Мастерски выполнен в технологии браное ткачество.
  • Ручная работа.
  • Приемлемая цена.
Связанные галереи

Печать | Copyright © 2009 - 2017 KROSNA All rights reserved | Контакты