Христианское орнаментальное искусство в украинском рушнике
По причинам раннего по времени принятия христианства народное искусство Украины во многом приняло его знаки и символы. Рушник не стал исключением. С языческих капищ и священных рощ, утвержденный святыми заветами, он вошел в христианские храмы, пролив библейский свет на отдельные знаки и целые композиции, придав им канонический и апокрифический смысл. Вышитый «передатеизм» конца XIX в. - предшественник дальнейшего искажения рушниковой вышивки, вызванного советским периодом, когда рождались социально заказанные думы о Ленине-Сталине, а на рушниках появлялись изображения Кремля, Серпа и Молота и разнообразные лозунги («Да здравствует ...»). И все же православные украинские женщины и в то время не забывали материнской веры. Исключительно распространенными в начале XX в. становятся орнитоморфные мотивы вышивок - символы крылатой души. Рушниковые птицы усиливали религиозные чувства, стимулировали эстетические потребности, формировали суждения, своеобразно канонизируя изображения, порождая символы объединенные с христианской верой. Рушники этих времен с одной стороны можно рассматривать как произведения оккультного религиозного искусства. На сам же культ, хотя иногда и скрытый в глубинах истоков становления образов, непосредственно указывают и некоторые виды птиц, которые легко угадать по присущим им характерными признаками, подчеркнутыми вышивальщицами. К их числу отнесем изображения павлинов, голубей и воробьев, петухов, орлов, ласточек, воронов и журавлей. Обращение верующих мастериц к указанным образам свидетельствует об их желании вырваться хотя бы в воображении за пределы обыденности, избавиться несчастий и страданий, достичь желаемого светлого дня. Предоставляя птичьим образам определенного символического значения, христианские создатели рушниковой вышивки в подавляющем большинстве случаев обращались к Ветхому и Новому Заветам, часть же символики - апокрифического происхождения. Иногда определенный образ отражает обе позиции, а сам символ становится носителем как положительного, так и отрицательного характера. Так, образ обычного воробья символизирует обделенного судьбой человека, который однако находится под защитой Бога-Отца, пришел в наш мир по воле Бога и существует только благодаря тому, что Бог ему дает. По апокрифам, воробей - существо, своими криками «жив-жив» сообщил о бесконечности мучений Христа при распятии. Отсюда и негативные украинское прозвище воробья - «вор», «ворюжка», «жид» (враг). Голубь - символ чистоты и святости Святого Духа, и, пожалуй, единственный орнитоморфный знак - носитель только положительной нагрузки. Голубь принес Ною оливковый лист - оповещение об окончании потопа; он сидит на посохе Иосифа, мужа Девы Марии; семь голубей - это семь ангелов Господних; как символ мира, голубь является атрибутом св. Георгия и других святых. С Благовещением Марии связана весенняя символика образа журавля, а отсюда и верования украинцев, что якобы эта птица приносит матерям детей. О Благовещении и Рождестве Христовом напоминает и образ ласточки, которую всячески восхваляют в украинских веснянках и колодках. Изображение орла, доминирующего среди рушниковых орнитоморфных знаков, можно назвать своеобразной формулой, который воспроизводит религиозный аспект мышления украинца, синтезирует определенные явления морали, философии искусства и науки. Если коснуться религиозного санкционирования образа птицы, то придется перечитать под данным углом зрения Ветхий и Новый Завет. Образ ориентирует сознание и поведение верующих, выступая символом божественного величия, Вознесения и молитвы, направленной в небо, значит, к Богу. Этот посланник Небес - идеал христианской добродетели. Постоянно созерцая его на стенах своих домов, украинские мужчины обязаны женщинам, что таким образом идеализировали лучшие черты настоящих мужей: храбрость, силу, благородство. И по сей день душу каждого верующего и неверующего украинца чарует красота Давидова псалма: «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя - святое имя Его», где Он «все грехи твои прощает все недуги твои исцеляет, от могилы жизнь твою Он спасает, Он тебя милостью и щедротами венчает, желание твое насыщает добром, - обновится, подобно орлу, юность твоя» (Псалом 103: 1-5). К наиболее архаичным христианским образам вышивки искусствоведы относят образ павлины (павлина). «Тысячи глазков» на павлиньим хвосте иногда используются как символ «всевидящего» Бога, а привычка птицы медленно ходить-выступать сделала его и символом мирской гордыни и самолюбования. Амбивалентная сущность и знака петуха, что своей популярностью у вышивальщиц он сравнялся с образом орла. Известны многочисленные поверья о птице, утреннего глашатая, песня которого прогоняет нечистую силу и вместе с тем символизирует отречение Петра: «Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как ты трижды отречешься от Меня ...» (Иоанна 13:38). Среди изображений насекомых, особенно популярны пчелы. И само насекомое, и мед имеют исключительный духовный подтекст, что подчеркивается многочисленными библейскими материалами, к которым относятся, в частности, строки «Песни песней» и 14-й главы Книги судей, где это насекомое символизирует любовь и мудрость. Некоторые христианизированные образы животных в рушниковом изображении могут нести значительную смысловую нагрузку, порой даже больше, чем языческую. К такому выводу побуждает высказанное исследователями славянской мифологии мнение о в целом слабой мифологизации, например, образа оленя, которому теологи уделяют значительное внимание. Так, ссылаясь на Псалом 41:1 Дж. Фергюсон останавливается на детальном рассмотрении особенностей биологического существования этого животного, в зависимости от чего сложилась и ее христианская символика. Поскольку олень ищет свободы и убежища высоко в горах, - пишет Фергюсон, - он стал символом уединения, праведной жизни и духовного стремления. Между тем, библейская «Песнь Песней» устами влюбленной Суламиты постоянно сравнивает любимого с оленем, но полевым: «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, газелями или полевыми оленями ...» (Песнь Песней 2: 7, 3: 5, 8: 14). Если считать любовь за высшее проявление духовности, то становится понятным и невероятно прекрасный образ оленя полевого, свободного и неудержимого, не замкнутого в существовании ограниченным пространством гор. Заканчивается «Песнь Песней» так: «Беги, мой любимый, И будь подобен серне Себе или молодому оленю бальзамовых горах» (Песнь Песней 8: 14). Средневековые бестиарии наделяют оленя свойством распознавать лекарственные растения, в частности бальзамические. Отсюда и «душистая» символика последних строк «Песни ...». Среди традиционных христианских «животных» образов на рушниках встречаем зайцев - символов беззащитности и львов, «изрыгая» растительные формы, заставляют вспомнить льва ветхозаветного Иуды, от которого исходит генеалогическое древо Христа. Есть на рушниках и редкие изображения леопарда - символа жестокости, дьявола и антихриста, изображение лисы - персонажа книжных иллюстраций, символа коварства, хитрости. Широко распространенные варианты «сатанинских» изображений змей, драконов и грифонов. В такой рушниковой зооморфной иконографии нельзя не почувствовать элементов гротеска, наряду с желанием вышивальщиц внушить страх, вспомнить самим и напомнить людям о греховной человеческой сущности. Вспоминаются и вещие животные из видений св. Иоанна Богослова, где перед окутанным изумрудными радугами престолом Сидящего - не имея покоя ни днем, ни ночью, суетятся «четыре животные, исполненные очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И те четыре животных - каждая из них имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей ... животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков ... » (Откровение Иоанна Богослова 4: 6-11). Так, путем обращения к зооморфным образам, воссоздана христианская символическая картина Вечности. Сливая воедино человеческое и животное, в космической невесомости (каждое из животных «имело по шести крыл»), глядя вперед и оглядываясь назад - «четверо животных, исполненные очей спереди и сзади» (Откровение Иоанна Богослова 4: 6-11) - все на нашей земле стоит перед Вечностью, воспринимая ее во временности грехов и праведности, надеясь на победу добра. Ангельской чистоте, силе мудрости и низменной ограниченности - всему есть место в непостижимости существования. К его тайнам стремились приблизиться творческой мыслью и украинские ткачихи и вышивальщицы, «десятки тысяч раз по десять тысяч и тысячи тысяч». Еще в Византии IX в. сложилось украшенное тканым орнаментом строго регламентированное богослужебное облачение православного духовенства, которое перешло на наши земли и осталось почти неизменным до наших дней: диакона стихарь и орарь, нарукавники - поручи священника, епитрахиль, пояс и основная риза-фелонь. Риза-фелонь и сейчас украшается великолепным орнаментом по более короткой передней части. Вместо фелони патриарх носит саккос, украшенный широкой орнаментальной полосой. С обрядовых христианских предметов богатым орнаментом украшаются плащаницы В таких работах элементы декоративного и изобразительного сливаются в единый орнамент, который создает композицию на ту или иную христианскую тему. В Украине такие вышивки выполнялись в техниках шитья в «прикрепи», в «прокол», а ткани - перебором. Среди древнейших произведений такого рода в Украине известна плащаница с западноукраинского села Жиравка и фигуры деисусного чина с Золочевской фелони. К выдающимся памятникам церковного художественного шитья относят и середнеднепрянскую плащаницу (1466) из Покровской церкви села Сулимовка на Переяславщине. ![]() Церковь Покрова пресвятой Богордицы в селе Сулимовка ![]() ![]() ![]()
Середнеднепрянская плащаница (1466) из Покровской церкви села Сулимовка на Переяславщине с записью внизу: "Княгиня Олена вышила сий вздух
великому Архистратигу Михаилу князю Михаилу Ондреевичю и его Княининых детем"
![]() Известная родовая икона XVIII века «Покрова Сулимовская» Известно, что в христианском сакральном искусстве эпохи Возрождения сложились представления о семи человеческих добродетелях и семи пороках. Добродетели воплощались в изображениях семи женских фигур с определенными атрибутами. Первые - Вера, Надежда, Любовь, и по сей день наиболее распространены украинские женские имена, распознавались христианами по атрибутам соответственно: первая - чаша и крест, вторая - якорь, третья - сердце. Все эти знаки, хорошо известны, любимы и привычны, вышивались в Украине повсеместно. Четыре другие - Трезвость, Благоразумие, Стойкость, Правосудие были для украинских женщин чем-то слишком абстрактным. Семь пороков: гордыня, жадность, похоть, злоба, ненасытность, зависть и бездельничество испокон веков осуждались народной моралью украинцев, хотя, к сожалению, и до сих пор не изжиты, представляя составляющие ментальности, и не только одного нашего народа. При желании можно и в рушниковых знаках усмотреть стремление мастериц напомнить об их жизненном присутствии, следовательно, и необходимость преодоления. К примеру, знак надменности отчетливо читается в образе павлина, преодоление же этого порока кроется непосредственно в самом процессе создания изделия. Отрицанием порока является прославление добродетелей святых из числа библейских образов и украинских служителей церкви. Украинский рушник, войдя в нашу жизнь с начал цивилизации и продолжив свое существование в том числе и благодаря библейским традициям, пережил сложные времена и по сей день остался жив и живительным видом украинского народного искусства. Поэтому то украинская православная культура тесно связана с рушниковым искусством. Персонажи святых представляли для народа особенную сакральную сферу, подвластную религиозным канонам. В своем устном творчестве народ позволял себе вольную трактовку евангельских сюжетов, создав огромную апокрифическую литературу. В народных обрядах и по сей день свободно сосуществуют языческие и христианские мотивы и образы. Однако, прикладной фольклор «получил разрешение» преимущественно на декоративное оформление обрамлений святых ликов. Конечно, обрамление духовной ценности не менее стоящее и косвенно включается в сакральные очертания, но тиражирование и копирование самых святых ликов крестьянской вышивкой церковь не одобряла ... Лик Божий не мог позволить себе изображать любой, тем более женщина крестьянка. Иначе обстоит дело с иконописью на дереве: известны многочисленные труды сельской живописи, но нить и игла никогда не приравнивались к кисти и краскам. Несмотря на это, мастера всегда имели возможность выразить свое почтение Богу. Как свидетельствуют рушниковые орнаменты, даже не изображая святых ликов, мастера всячески варьировали христианскую символику - вышивали храмы, сакральные тексты, всеми возможными средствами распространяя и пропагандируя нравственные религиозные истины. Как явление этнического характера, украинский рушник - свидетельство становления и развития нашей страны и ее культуры. Знаковая система его орнамента соответствует ментальности украинцев, отражает психологию, взгляды на мир, на добро и зло, на прекрасное и даже на безобразное. Привлеченные параллели с этнографических, фольклорных, искусствоведческих материалов, исследований историков, антропологов в определенной степени позволяют реконструировать и осознать через знаки и символы рушникового орнамента проявления эстетической и художественной деятельности нашего народа, понять его связи с культурой других людей. Об этом пойдет речь в следующих статьях.
|
Достоинства
Материалы по теме
|