Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль

Христианское орнаментальное искусство в украинском рушнике


Вышитые произведения предназначались для оформления храмов и ритуальных действий, церковного облачения священников. В отличие от часто безымянных относительно авторства деревянных икон, на таких произведениях бывают указаны имена мастеров и заказчиков, представлены сведения о специальной мастерской, где работали мастера, что в совершенстве владели техникой вышивки. Часто такие произведения имели характер пожертвований-вкладов в монастыри. Взносы фиксировались в специальных вкладных книгах. В Киевском монастыре сохранились «ризи сквозь гафтованіе, на которих девять кві­ток перлами урялнськими висажено. Камья сребром і золотом большим квітом вигаптована і пузиментом срібряним обложеная, а в круг сіткою сребряною на зеленій лиштві; оние же ризи укладу Бог­дана Хмельницького».
Считается, что изобразительная иконография и орнаментальные знаки пришли к нам вместе с христианским искусством Византии. К. К. Стамеров как об известном и привычном явлении пишет о бытовании в оформлении византийских тканей образов животных (львов, быков, слонов, птиц, орлов, уток, павлинов), фантастических существ (грифонов, пегасов, фениксов), геометрических и фитоморфних фигур (ромбов, розеток, много уголков и бубновых, червонных, трефовых карт и т.п.).
При всем желании в традиционной вышивке украинцев не найдено изображений слонов, пегасов, фениксов, не встречаются и изображения карт. Христианские геометрические и растительные узоры и некоторые орнитоморфные знаки - явление общеизвестное, но на нашей земле оно приобрело этнических черт. Например, парное изображение животных - обычный прием, но размещение их фигуры не канонизированное, как в Византии. Животные часто развернуты в разные стороны, как на украшениях скифского «звериного стиля». Наши «художники-вышивальщицы» - женщины-вышивальщицы - концентрировали внимание на проявлениях своей собственной флоры и фауны или, по крайней мере, адаптировали «чужие» образы, делая их понятными для зрителя, подвергая определенной трансформации относительно местных обрядов и обычаев.
Традиция рушниковых вкладов в церковное оформление в Украине продолжается и по сей день. Вышивальщицы-украинки не задумываются, откуда на их рушниках появляются те или иные знаки. Так шили их предшественницы, старшие женщины рода, соседи, такие знаки они видят на рушниках в церкви. Генезис, семиотика знаков зачастую им неизвестна.
Современное профессиональное ткачество и профессиональная вышивка из-за низкого духовного сознания испытывают упрощения сакрального смысла, подмены духовной неуловимости сакральных образов чисто субъективными реалистичными, натуралистическими качествами.
Христианское рушниковое орнаментальное искусство, как и другие виды храмового искусства, есть исключительно хрупким явлением, и может сохранять свою целостность только ценой неослабевающего внимания и заботы. Теперь ни противники, ни защитники идеи существования христианского искусства не чувствуют отсутствия убедительных аргументов о необходимости его сохранения или забвения. Не верится, что в народе окончательно погибнет потребность понимания красоты и сути сакральной стороны искусства и могут действительно появиться духовные идолы, на много хуже языческих, губительное влияние которых скажется и на душе Украины. Чтобы такого не произошло, многое зависит от служителей Церкви, от теологической и светской и научной мысли, от украинской школы, всей общественности. И придут в украинский мир люди, похожие, по выражению Антуана де Сент-Экзюпери, на развесистые деревья, которые щедро дадут тень под своими ветвями настоящему искусству с его разнообразными функциями, и колокола, которые будут звучать на нашей земле, будут только Рождественскими и Пасхальными. Будем способствовать этому своими убеждениями, своей деятельностью.
Современная наука, исследуя язык души - язык символов и знаков, главное внимание уделяет тем из них, которые имеют отпечаток языческого мировоззрения. Символика христианства в таких работах или отходит на второй план, или же откровенно замалчивается. Временами проводятся резкие границы между язычеством и христианством, или же церковь обвиняют в спекуляциях на народном искусстве и его знаковой культуре. Сама же церковь, как отмечает Дж. Фергюсон, с ранних времен «решила использовать знаки и символы из всех доступных источников». Как уже упоминалось выше, вышивка и орнамент сакрализованные во второй книге Моисея «Исход», где описывается прообраз церкви Христовой - Скиния, подобна льняному шатру, украшенная орнаментальной вышивкой.
 Символическое значение геометрических знаков изучено в Украине достаточно много, в том числе и на материалах вышивки и ткачества. Не нужно искать в этих знаках каких-либо слишком специфических узкоэтнических значений. В своей основе они имеют надэтническогий характер, идентичны мировоззренческим понятиям и представлениям всех, а не только славянских, народов. Иное дело, что в них нашли отражение некоторые характерные только для Украины проявления местной духовной жизни.
Создатели рушникового орнамента ввели такие знаки в число оберегов самого существования человека. Обвиняя князя Владимира в уничтожении многочисленных языческих знаков-оберегов, не забудем и событий недавнего прошлого, когда социалистический атеизм вместе с христианскими иконами выгнал из домов украинские пасхальные писанки и языческие орнаменты рушников. В результате современное народное искусство культивирует примитивные растительные узоры или упорно, как в западных областях Украины, концентрируется на обобщенных, а потому безопасных (нейтральных), геометрических орнаментах.
Прославляя дохристианские мировоззренческие представления наших людей, современные научные защитники язычества, как на преграду, наталкиваются на необходимость исследования, например, тех же рушников, которые через недолговечность существования тканей сохраняются как элемент оформления украинских икон ХV-XVIII в. Между прочим, о сосуществовании рушниковых орнаментов и христианских иконописных мотивов свидетельствует вся история искусства украинского средневековья. Вне всякой зависимости от традиций, вызванных особенностями этнографического районирования Украины, образ рушника находим на многочисленных иконописных изображениях Покрова Пресвятой Богородицы. Украинские иконописцы, начиная с настенных росписей и заканчивая иконами на дереве, изображают в руках Богородицы большое тканое полотнище, то есть рушник. Он изображается или без украшений, или с очень сдержанным растительно-геометрическим орнаментом. Божия Матерь держит его двумя руками, будто протягивая зрителям. Концы покрова свисают, через ткань не просвечиваются никакие другие детали, наоборот, она закрывает всю нижнюю часть фигуры Девы Марии. Никакой легкости, прозрачности, шелковистости не ощущается - это привычное для каждого украинца полотно. Именно таким земным оберегом защищает людей изображенная на иконах Великая Заступница.
Изображая Христа, украинские иконописцы показывали его в простоте человеческих отношений, а для проявления Его высоких человеческих чувств служат иконописные рушники. В этом убеждают сюжеты древних украинских икон, репродукции которых помещены на страницах шеститомной «Истории украинского искусства». Рушник - традиционная христианская сакральная вещь. В подавляющем большинстве на иконах ХV-ХVIII в. изображены рушники, украшенные красно-черными полосами. Прообраз полосы - линия как начальный геометрический знак - символизирует порядок, порядок, устройство, и одновременно является символом связи между явлениями материального и духовного плана, сочетая объекты, отвечающие за «модуль бытия».
Одним из древнейших геометрических знаков в христианизирована арсенале орнаментов есть точка, которая символизирует первичную (начало, центр), возникновения ценностей и сами ценности. ее наблюдаем внутри других геометрических знаков, на пересечении линий - фактически во всех видах узоров, вы-выполненных в самых разнообразных материалах и техниках. В рушниковом орнаменте точка - любимый знак «монашеских рушников». Инокини использовали его в качестве обрамления для других знаков, составляли из точек различные знаки и фигуры, как будто предлагая зрителям домысливать их знания и творить символику самой точки. Поливалентность знака вызывает в душе христианина глубокие ассоциации: это и символ печали Иисуса и тех, кто Ему сострадает, это и зерна злаков, и ежедневный молитвенный «хлеб наш насущный», и жемчуг-слезы с иконописи, и драгоценные камни из украшений первохрама - Скинии, и знаки язв Христа, и зерна граната, символа церкви. В дохристианские времена гранат считался атрибутом античной Прозерпины, символизировал возвращение весны, а в христианстве приобрел значение надежды на воскресение и бессмертие. Амбивалентность знака помогает понять Библия. Так, в Евангелии от Иоанна (12:24) читаем: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, упав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет многие плоды». И наоборот, осуждая зло, которое произрастает в богоизбранном народе, пророк Иов предупреждает: «...вместо пшеницы пусть вырастает поприще, а вместо ячменя - куколь» (Книга Иова 31: 40).
Известен с начал человеческой цивилизации ромбовидный знак широко используется христианской живописью в различных интерпретациях. Мировое сакральное искусство традиционно обращается к нему и к другим геометрическим фигурам, в частности, к кругу, квадрату, треугольнику. Обычно знаки располагаются над головами святых, указывая на их величие и способствуя определению их добродетелей. Нимбы, или гало, воспроизводя идею света святости, иногда приобретают различные формы: крестообразный нимб символизирует искупление распятым Христом человеческих грехов, треугольный является знаком Бога-Отца и указывает на три ипостаси Единого Бога - Отца, Сына и Святого Духа. Нимб Девы Марии всегда круглый. Квадратная форма используется для того, чтобы можно было отличить святых от обычных людей.
Рядом с кругом универсальным символом вечности и исключительно распространенным знаком рушникового орнамента является крест. Этот совершенный знак, символ Христа и самого христианства, в рушниковом орнаменте существует в целом ряде форм, и чаще всего встречается его изображение в виде латинского креста, в котором вертикаль удлиненная, а горизонтальная линия, пересекающая вертикальную вверху, короче. Линии креста в вышивке и ткачестве декорируются красными черточками, а сам крест изображается живым, цветущим, окруженным растительным разнообразием - цветами, листьями и животворными побегами. Меньшее распространение получили такие виды крестов, как греческий, который имеет равновеликие горизонтальную и вертикальную линии, и двойной, с двумя поперечными перекладинами - знак патриархов и архиепископов. Тройной крест (крест папы) встречается, но очень редко, зато андреевский (или склонен) крест - любимый знак украинских вышивальщиц. Существуют два основных апокрифических толкование названия и сути андреевского креста. Согласно легенде, такой крест был сделан по заказу самого св. Андрея, что даже в смерти не считал себя достойным сравниться с Иисусом и пожелал иметь в орудие своих мучений крест в виде буквы «X». По другой версии, крест, на котором был распят св. Андрея, наклонился и потому приобрел известную форму.
К недостаточно исследованным видам орнамента принадлежат буквенно-числовые узоры, которые называются арабесками, а православные украинки прошлых веков широко использовали буквы и числа в своих вышивках. Часто среди таких орнаментов встречаются красивые композиции из переплетенных букв «X» и «Р». Это так называемые «хризмы» - монограммы Христа, ведь именно сочетание букв дает формы крестов и еще одну возможность усвоения их семантики - латинского «рах» - мир. Буква «Ж» - свидетель древнего существования нашей письменности - сегодня известна всем с граффити Софийского собора в Киеве, из архитектурных украшений - заклинаний жизни - на домах XIX - первых лет XX в. В ряде вариантов этого знака угадываются четко выделены цветом, наложенные на первую букву две буквы - «А» и «У». Всю композицию некоторые римо-католические священники предлагают читать как «Аве, Мария».
Действительно «красными» буквами в украинских арабесках есть буквы «В» - верую и «М» - Мария. Украинская вышивка размещает их в основном в веночках из роз или рядом с восьмиугольниками. Роза, с одной стороны, - знак покорности, терпения и молчания, своими колючками напоминает людям о потерянном рае, с другой - знак победы и славы. Шитая без колючек роза является символом Девы Марии.
Буква «А» на рушниках в большинстве вариантов пишется рядом с изображениями соцветий-якорьков. Символика якоря, как известно, также связана с христианством - этот предмет является одним из самых ранних христианских символов.
Буква «Т» на рушниках означает Троицу. Подтверждением тому является тройное написание буквы, как правило рядом с вазоном, к которому склоняются ангелы.          Сторонникам мнения, что в изображениях вазонов воспроизведен реалии народного быта, точно соответствует украинский искусствовед В. Щербаковский: вышитые украинские вазоны нельзя взять ухватом.
По нашему мнению, прообразом вышитых вазонов определенной степени церковные чаши - потиры. Потир, как один из символов христианской веры, неоднократно упомянутый в Библии - это «чаша спасения», «чаша благословения», «чаша страдания» (см .: Псалом 115: 4, 116: 13; Первое послание св. Павла к Коринфянам 10 : 17; Евангелия от св. Марка 14: 23-24).
Христианскую сущность цифр, которыми богат украинский орнамент, легко расшифрует каждый верующий:
1 - первый день, год, возраст, явление, событие, Бог;
2 - Божья и человеческая природа Христа;
3 - Троица и три дня, проведенные Христом в гробу;
4 - четыре евангелиста;
6 - число создания и совершенства (мудрость, величие, любовь Божья);
7 - амбивалентный символ добра и зла (семь даров Святого Духа и семь смертных грехов;
8 - число Воскресения;
9 - девять ликов ангельских;
10 - число Божественных заповедей;
12 - число апостолов;
13 - измена, предательство;
40 - число дней Великого Поста, Потопа, символ искушения, страданий и размышлений.
Среди сакральных предметов видное место занимают изображения венков, венцов, корон. В христианском мире корона - символ избранника, атрибут мученика, святого. Как символ царской награды корона означает Царицу Небесную. Такой вид короны, как тиара, символизирует Троицу. Уникальное изображение вышитой тиары найдено на рушнике из с. Жаботин Каменского района Черкащины.
Вышитые колокола - известный символ призыва верующих к богослужению и упоминание о сакральном золотом колокольчике - орнаментальный знак из художественного оформления одежд первосвященников в Скинии.
Свеча - церковный атрибут, символ молитвы, Пасхи, святых даров. Гребень - атрибут святых мучеников, в частности св. Власия, которого пытали гребнями из железа. Такие предметы вышиваются как отдельно, так и в составе определенных композиций, в частности, тех, где изображены храмы, которые вышивальщицы называют «церкви» или «вертепы». Вышитый «вертеп» - своеобразная апокрифическая гипербола, что свидетельствует об эстетизации мастерицами библейского факта рождения Христа в темноте и духоте пещеры, куда пастухи загоняли на ночлег животных.
Варианты вышитых порталов - свидетельство особого уважения украинок к духовным книгам. Так, на ряде вариантов вышивок встречаются изображения храмовых порталов. Некоторые архитектурные мотивы арок и орнаментированных вышитых пилястр на узорах напоминают общие очертания титула Острожской Библии (в 1581 г.). Кроме того, рушниковые порталы, сочетаясь с образами дверей, символизируют вход в новое пространство, выступают прообразами космических циклов существования. Любое изображение портала, - отмечает Т. Буркхардт, - связано с религиозным значением дверей.
Рушниковый растительный орнамент так и зовет вспомнить сцены Творения, описанные в первых главах Книги Бытия: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так» (Бытие 1:11).
Вышитые изображения часто полны зрелых философских обобщений, их глубокая символика далека от первоначальных тотемных и анимистических представлений. Прежде всего это касается «монашеских» (вышитых инокинями) рушников, на которых изображено Дерево жизни. Обладательницы вышивок называют узоры «райскими деревьями». Действительно, инокини не могли вышивать какой-то другой по смыслу вариант святого Дерева. От «монашеских» Деревьев веет глубокой духовностью, трепетным отношением ко всему, что касается церкви, почитанием монастырей как столпов веры.
В контексте христианской символики можно рассматривать вышитые переплетения изображений винограда с колосками злаков - символов вина и хлеба святого причастия. В группу представлений, ассоциированных с символами праведности (а, следовательно, вышитого призыва к ней) отнесем изображение земляники - знаков благих деяний, камыша - символа спасения и атрибута Моисея, младенцем найденного в его зарослях, лилий - символов чистоты Девы Марии, мака - символа красоты и плодородия.

Автор: КРОСНА от 19.10.2015
Оценка:  





  

Достоинства

  • Мастерски выполнен в технологии браное ткачество.
  • Ручная работа.
  • Приемлемая цена.
Связанные галереи

Печать | Copyright © 2009 - 2017 KROSNA All rights reserved | Контакты