Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль

Христианское орнаментальное искусство в украинском рушнике

Христиане считают Бога первым и самым великим художником. Как Великий Художник, Он создал небо и землю, животных, воду, растительность. «И сотворил человека по образу Божию, Он создал мужчину и женщину сотворил их». Так уже с первых строк Библии отмечается: каждый христианин, почитая Бога, должен уважать и искусство, быть причастным к нему. Со второй книги Моисея "Исход" мы узнаем о Скинии (от греческого скенэ - палатка) - передвижной храм, прообраз церкви Христовой. Изготовленная из акациевой древесины, святая Скиния была построена согласно конкретным архитектурными расчетам, с соблюдением определенной Господом высоты, длины и ширины, разделена на три части - двор, святилище и святая святых - место, где в ларце-ковчеге хранились каменные таблицы «... закон и заповеди, которые Я написал для научения их». Моисей неоднократно описывает цвет, материал и форму пожертвований, одежды служителей, называет имена указанных Господом художников Веселеила и Аголиава, которые выполнили сложную работу, художественно оформляя Скинию. Они охарактеризованы как мастера, известные «мудростью и разумением, ведением и всяким…».
Веселеил и Аголиав
Веселеил и Аголиав за работой

Веселеил и Аголиав, несмотря на «мудрость и разумение» и владение обширным объемом умений в благородном ручном ремесле, все же не смогли выполнить всю художественную работу, в частности ткацкую. Здесь, постоянно подчеркивает Моисей, нужна была «работа художника иного рода». Именно он должен был украсить орнаментом покров скинии и пояса, виссоновые хитоны и завесы, даже ритуальную нижнюю одежду первосвященников.
Поражает и обращение «Исхода» к искусству орнамента. Некоторые узорчатые храмовые ленты украшали гранатовые яблочка и колокольчики. В Библии подчеркивается, что в цвете яблочка - голубые, колокольчики - золотые, то есть желтые. Получается, что желто-голубой цвет нашего украинского флага как цвет святости звучит еще из Книги Книг. Богом-художником послана украинцам и эта работа - вышивание, в котором и по сей день любит украинские женщины.
Итак, в Библии говорится и о Творце и о Художнике, ибо сооружалась Святая Скиния не только из целесообразности, но и по законам красоты.
В поисках генезиса традиции ткачества и вышивки украинское искусствоведение время-от-времени касается киммерийских, скифских времен, углубляется в начальные археологические времена. Библия, к сожалению, остается в стороне.
Многочисленные телевизионные проповедники, преимущественно иностранные, не знают нашего народного искусства и не проводят соответствующих сравнений со Священным Писанием, а наши собственные драгоманы, временем одаренные, даже талантливые, толкуют библейские строки не для всего народа, а для отдельной, выбранной части только как замысловатый код, минуя высокую простоту и предельную ясность этой мудрой книги.
Мир спасает вера, в том числе и христианская. А ее несет нам каждая,   даже незначительная и освященная веками существования, ритуальная единица, а среди них и такая частица Храма, как рушник. Это о нем пишется в Евангелии от св. Иоанна (13: 3-11):  "Тайная вечеря. Иисус умывает ноги своим ученикам. Перед праздником же Пасхи Иисус, зная, что наступил час ему перейти к Отцу из этого мира, полюбив Своих, что на свете были,  до конца полюбил их... то Иисус, зная что, что Отец отдал все Ему в руки, и что от Бога пришел Он, и к Богу отходит, поднимается от ужина, и снимает верхнюю одежду, берет рушник  и   подпоясывается. Потом налил Он воды в умывальницу и начал омывать ноги ученикам, и вытирать их рушником, что им был подпоясан... "…омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все". Потому что Он знал своего предателя, потому то и сказал: " вы чисты, но не все ".   Следовательно, рушник на "Тайной вечере" - знаковая деталь, библейское упоминание о земной трагичности существования Иисуса Христа. Рушник свидетель общения Учителя с учениками, знак большой Любви и большого предательства. Поэтому и в наших украинских храмах рушник - не просто интерьерное украшение, недаром наши христианские храмы цветут рушниками. Рушник - составная часть святой литургии, без него для украинца невозможны ни сами храмы, ни общение в них, потому что в рушниках - страдание и любовь, человеческая и Божья. Истоки обычая - в поистине христианском художественном вдохновении, порожденном влиянием канонов изображения Христа и Богоматери. В Украине христианская мысль объединила живопись, ткачество и вышивку, сроднила их с архитектурой, музыкой, ораторством, театром. Не пренебрегая художественные сокровища, унаследованные от греко-римской античности, не игнорировала церковь и наше народное искусство, их сочетание было жизненной необходимостью. И по сей день украинские отцы церкви внимательно относятся к художественному оформлению храмов, какими бы бедными или отдаленными они не были.

Тайная вечеря. Фреска часовни св. Троицы в Люблине. 1418 г.
Тайная вечеря. Фреска часовни св. Троицы в Люблине. 1418 г.

Сакральное искусство Украины постоянно обращается к образу рушника. Ведь, как считают исследователи сакральной атрибутики, ее создателям и от мало важных вещей предметного мира можно было заимствовать образы, достойные небесных существ, поскольку мир сей, получив бытие от Истинной Красоты, в единении всех своих частей отражает следы Красоты духовной, которые могут преподнести нас к не вещественным прообразам.
В Украине и за ее пределами широко известен художественный шедевр - фреска церкви св. Троицы в Люблине (1418). Расписывал люблинскую церковь украинец Андрей со своей артелью в составе 9-10 человек. Первое место по мастерству принадлежит именно руководителю артели, художнику Андрею, который написал композицию «Тайная вечеря». Искусствоведы, описывая «Вечерю» Андрея, обычно характеризуют особенности размещения фигур, жесты рук, останавливаются на «тонко подмеченных художником предметам на столе», крытом «скатертью с непритязательным орнаментом». Позволим себе не согласиться с последним. На столе, за которым сидит Христос с апостолами, художник Андрей положил не скатерть, а все же рушник как знак, что объединяет всех участников «Вечери», кроме Иуды, фигура которого размещена несколько в стороне. Иначе и не могло быть. Мастер - оформитель христианского храма - знал Библию, ему была известна роль рушника в «Тайной вечере». И он, боясь греха, не мог поступить вопреки источнику. Как отмечает Т. Буркхардт, художник-иконописец, начиная работу, должен в достаточной степени слиться с жизнью Церкви, подготовить себя к работе молитвой и постом; он должен был размышлять над темой, которую ему предстояло изобразить, опираясь на канонические тексты. Единственное, что позволил себе Андрей, - он изобразил рушник украинский, который видел и которым пользовался в повседневной жизни. Он нарисовал обычный «валовый» рушник, затканный красно-черными полосами. В то же время такой рушник использовался (и об этом Андрей не мог не знать!) как обрядовый предмет во время празднования главных семейно-бытовых событий: свадьба и похороны. Такой рушник подавали старостам.
Девичья невинность, юная душевная красота в сочетании с высокой небесной чистотой Девы Марии призвали украинских художников к традиционному использованию рушника при изображении определенных библейских сюжетов. Об этом, в частности, свидетельствуют выполненные в традициях монументального искусства XII-XIII вв. фрески церкви св. Онуфрия Лавровского монастыря на Львовщине. Посвященные акафистам Богородице и ее обрядовому  прославлению, лавровские росписи имеют традиционные элементы - башенки с рушниками, переброшенными через них. Как отмечает Г. Логвин, энергичный рисунок и ритм белых рушников создает впечатление волнистого движения, направленного на обоих концах к центральной композиции, на которой художник стремится остановить внимание зрителя.
Деталь фрески церкви св. Онуфрия Лавровского монастыря на Львовщине
Деталь фрески церкви св. Онуфрия Лавровского монастыря на Львовщине

Внимание действительно привлекает образ Марии с младенцем, иконы, что будто бы парит под рушником. Рушник, осеняя Богородицу, своей белизной подчеркивает ее чистоту, женственность и благородство. В то же время он как будто охраняет Дитя и Матерь. Автор композиции позаимствовал идею из украинского быта (иконы у нас традиционно украшают рушниками) и из Библии, как напоминание о земном уделе Христа. Церковные художники часто использовали образ рушника. Рушниками с красными горизонтальными полосами украшены и башни на росписи церкви св. Стефана в Феодосии (XVI в.) Они представлены мастерами и с тканым, и с вышитым орнаментом. Крытые рушниками башни старинных украинских фресок, благодаря сочетанию символизма уровня (высота башни - вознесения над уровнем привычного) с символизмом ткачества (сотворения и жизни), освященные сакральным смыслом Христова омовения ног участников Тайной вечери, служили в прошлом и служат сейчас для людей верующих и неверующих примером сокровенной мудрости, невероятно высокой тайны жизни и бессмертия, космической недосягаемости богатства существования духа.
Почитание Девы Марии для украинца сливается с почитанием собственной матери, с представлением Богородицы как покровительницы каждого обездоленного человека. Как известно, она умела прясть и вышивать, а впоследствии рушник стал символом ее чистоты и невинности. С первой половины XVI в. к нам пришла величественная Киевская Богоматерь  - Покрова, изображенная со св. Антонием и Феодосием Печерским. Богоматерь держит в руках рушник, удлиненная форма которого обведена четким бордюром. Одежда Девы Марии выполнена также в традициях рушникового орнамента. Это вписаны друг в друга ромбы, размещенные по вертикали, напоминающие и «плахтовые» узоры, характерные для Киевской, Полтавской и черниговских рушников.
Украинские маляры-иконописцы на иконах, посвященных Покрову Пресвятой Богородицы, изображают прекрасную женщину с большими глазами, высоким челом, красивым тонким и длинным носом, изогнутыми дугами бровей. Сам Покров Богородица держит обеими руками, будто протягивая его к зрителю. Стройную и хрупкую фигуру закрывает большое тканое полотнище, без всяких орнаментальных украшений, реже - с исключительно сдержанным растительно-геометрическим узором, часто, будто нарочно смазанным. Концы Покрова свисают, через него не просвечиваются никакие детали, наоборот, порой он полностью закрывает нижнюю часть фигуры Девы Марии. Уже это одно создает впечатление тяжести ткани. Ни о какой легкости и воздушности, шелковистости речь не идет. Обычное для славянина полотно, удлиненный прямоугольник которого воспроизводит образ рушника. И чем иным, как рушником-оберегом, по мнению украинца, должна защищать его и весь народ Великая Заступница?
То, что на иконах Покрова изображен сам рушник-оберег, подтверждают и некоторые реликтовые обряды, время от времени при определенных обстоятельствах всплывают к нам из глубин народной памяти. Так, в 70-х гг. XX в. в с. Крупово Дубровицкого района Ровенской С.Китова записала такой рассказ: в 1943 с целью заклинания возвращения живыми с войны своих родных и близких женщины села выполнили обряд, толкуемый этнографами только как языческое «однодневное полотно». Собравшись по договоренности во дворе одной из хозяек, женщины (село небольшое) дождались вечера и с последними лучами солнца, создав христианскую молитву, взяли горстки необработанного льна и выполнили с ними в течение ночи все процессы по изготовлению полотняной наметки (местные названия - перемитка, убрус, то есть рушник). Лен мяли, чесали, пряли, сновали основу и т. д. Через все процессы изготовления обрядового рушника, которые совершались в полной тишине, прошла каждая женщина. С первыми лучами восходящего солнца обряд был закончен и рушник-оберег повесили на самом высоком месте села, на большом деревянном кресте. Возвращение обрядовой памяти в годы войны - явление необычное и одновременно естественное. Тогда время для людей сдвинулось, пространство переместилось, вызвав к жизни забытый ритуал. Достаточно аргументированное видение в обрядовом полотне именно рушника с его функцией оберега, религиозного и реального характера. Стоит вспомнить многочисленные «светские» функции льна: повязки - бинты, вату - костру, головные уборы-платки, защищающие голову, богатые лечебные свойства льняной одежды, на конец постель - защитницу человека даже в пространстве родного дома. Известны и уже упомянутые некоторые библейские свидетельства о ритуализированном использовании льняных изделий позволяют понять и мысли ткачих XX в., и художественные решения древнерусских мастеров, в частности иконописное «Успение», что также традиционно использует при изображении души-ребенка в пеленах полосы лент растительного или растительно-геометрического орнамента.
Второй Никейский собор (787), утвердил правомерность иконы как молитвы, адресованной Деве, фактически подытожил  устойчивость обычаев, в том числе и украинского мира. Исследователи вышивки, а среди них и рушниковой, указывают на иконопись как на источник для изучения этого вида искусства. На наш взгляд, можно говорить и об обратном влиянии, о чем свидетельствует постоянное обращение иконописцев к различного вида вышитых знаков. Объяснить декоративный орнамент, его знаковую систему, используемую украинской живописью и до нашего времени лишь постоянной творческой манерой того или иного художника, его собственным желанием, пожалуй, нельзя. Канону при изображении ликов соответствовал и канон на орнамент. Вспомним Моисеево описание украшений скинии, где четко аргументируются определенные орнаментальные типы. Церковь способствовала наполнению своих храмов произведениями вышитого и тканого искусства, поощряла мастериц к изготовлению рушников, сделала рушник необходимой деталью святых служб. Вспомним, что и Нерукотворный образ Украины XVI в. цветет соответствующими рушниковыми геометрическими знаками, поэтому собор Дрогобыча XVII в. поражает цветом вазонов, поэтому рушник и его вышивка - полноправные жители современных христианских храмов, а вышитая икона, рядом с выполненной в металле и дереве, - общеизвестное явление в христианской культуре нашей страны. Еще вспомним о начале деятельности украинских ткацких цехов. В Самборе такой цех возник еще в 1376, затем в Львове, Владимир-Волынском - в XVI в. Ткач, который стремился получить соответствующее звание, обязан был изготовить конкурсные произведения - большую скатерть с розовым узором и два рушника. Один рушник надо было украсить крестиками, другой - узорами по «окружности». Претендент в мастера «с вышивки» должен был еще вышить на пробу святой образ.
Вопрос о взаимоотношениях рушника и его орнамента с христианской культурой должно рассматриваться с двух сторон. Во-первых, надо сказать о проникновении христианских образов и мотивов в народное рушниковое искусство, во-вторых, о появлении этого вида искусства в составе религиозных христианских традиций. К сожалению, в Украине христианские сакральные произведения, в частности, лицевое шитье, почти не сохранились. Да и те, что уцелели, скажем, с горечью, исследованы недостаточно в связи с фактически существующей определенной закрытостью таких музейных фондов, а возможно, и из-за отсутствия научного интереса к изучению христианского искусства.

Автор: КРОСНА от 19.10.2015
Оценка:  





  

Достоинства

  • Мастерски выполнен в технологии браное ткачество.
  • Ручная работа.
  • Приемлемая цена.
Связанные галереи

Печать | Copyright © 2009 - 2017 KROSNA All rights reserved | Контакты