Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль

Обереговые функции рушника

Украинцы, как коренное население европейских земледельческих территорий, усвоили рассматриваемые геометрические знаки именно с точки зрения специфической  жизненной  и хозяйственной полезности. Консерватизм и косность традиций - главные причины художественной сохранности и знаков. Создатели рушников, несмотря на известные им обереговые функции, ввели орнаментальные знаки в число оберегов хозяйствования и самого существования человека. 
За последние десятилетия XX в. среди исследователей славянской и, в частности украинской, мифологии (Б.А. Рыбаков, С.П. Плачинда, В. Скуратовский и др.) развернулась своеобразная дискуссия по персонификации некоторых дохристианских божеств, в частности таких демонологических существ, как хранительницы, о которых упоминают еще древнерусские летописцы. Б.А. Рыбаков сопоставляет слово «хранительница» с древнерусским глаголом «беречь» - оберегать и отмечает, что это хорошие, способствующие человеку духи. Иногда возвращаясь к этому образу в своих трудах, Рыбаков повторяет, что давний дуализм делит мир на духов добра и зла, упырей и хранителей. И дуализм давнего мышления также предусматривает одновременное существование доброго и злого начал. На вопрос о том, были летописные хранительницы добрыми или злыми, Любор Нидерле отвечает, что к человеку они относились недоброжелательно, как и другие мифологические водяные девы, жившие на берегах.
Символы
Серьезные возражения против указанной Рыбаковым этимологии слова «хранительницы» находим в лингвистических исследованиях. В частности, Н.В. Чумаева пишет, что существительные, оканчивающиеся на -ины, -ини, со значением действующего лица в древнерусском языке предусматривают наличие в языке однокоренных слов мужского рода и приводит следующую модель: бар (ин) * - барыни, бог - богини, бояр (ин) - боярыни, раб - рабыни и т, др. В этой связи, приходит к выводу Чумаева, единственно возможной структурной парой для хранительницы есть слово «берег».Это слово не означает действующего лица, но в данном случае мы имеем дело с поэтизацией и очеловечиванием предметов внешнего мира древним человеком, и критерии современного мышления не подходят для их оценки. Ведь хранительница как действующее лицо тоже является продуктом фантастического вымысла. 
Выведя этимологию слова «хранительницы» от понятия «беречь», некоторые современные украинские мифологи породили поэтическую идею существования какой-то особой славянской богини - Берегини, хранительницы добра и защитницы людей от всякого зла. Как пишет С. Плачинда, богиня Берегиня изображалась (вышивалась) на белых рушниках, вывешиваемых над окнами и дверями. Согласно представлениям, она должна защищать дом от темных сил. Традиционно рисунок Хранительницы - символическая фигура женщины с предостерегающе поднятыми руками. Ее образ, отмечает С. Плачинда, входит в Украинское «народно-прикладное» искусство с XIV в. и дошел до наших дней в виде символических изображений на кролевецких тканых рушниках. 
Символ женщины с поднятыми руками
По-днепрянский же орнамент рушника переполнен многочисленными изображениями антропоморфных и антропоидных фигур, представленных как в схематическом, так и в натуралистическом стиле, которые в своей несомненной четкости и понятности не требуют никаких, даже высокопоэтических домыслов. К тому же, ни одна из известных сельских женщин: ткачих и вышивальщиц XX в. не знакомы даже с самим словом «берегиня» (хранительница), о котором С. Токарев пишет как о мертвом еще с XVII в.
По-днепрянский образец
Отдельных единичных изображений фигуры с предостерегающе поднятыми руками не встречается ни в печатных альбомах, ни в приложениях к исследованиям, ни в практике собственной собирательской работы. Наоборот, народ своим орнаментом рушника постоянно подчеркивает мысль о том, что таких существ много, и находятся они же «на берегу», на грани существования, между миром живых и миром мертвых.
Другой образец
Подробнее о рассмотрении таких множественных изображений поговорим позже, в других статьях, а сейчас лишь отметим, что какими бы высокими эстетическими желаниями и стремлениями утверждения художественной исключительности ни были продиктованы факты создания новоукраинской Берегини (хранительницы), такая попытка новейшей мифологизации не имеет ни «правового» - научного - ни этноэтического, празднично-бытового основания. Нельзя в угоду даже высокохудожественному поэтическому вымыслу современников искажать традиционную народную культуру. Орнамент рушника - один из традиционных культурологических документов, который требует пристального внимания и бережного отношения, не позволяет вольной трактовки его образов, в том числе и антропоморфных. 
В своих работах мы стремимся наследовать художественные принципы,  заложенные в геометрических орнаментальных композициях прежних веков,  используем сохранившиеся обветшалые образцы и не ставим, особого ударения на изображениях хранительниц и русалок.
Реставрированный образец
 Украинские же рушниковые хранительницы-русалки, об образах которых речь пойдет дальше, в статьях, посвященных антропоморфным изображениям, действительно соответствуют летописной множественности, а их мифологическая сущность - предупреждение об опасности, постоянное напоминание о ней, ярко проявляется при сопоставлении соответствующих фольклорно-этнологических, искусствоведческих материалов. Чисто же обереговая функция народом возложена на саму сакральную вещь рушник. На этом же пока и остановимся.


Автор: КРОСНА от 24.11.2012
Оценка:  





  

Достоинства

  • Мастерски выполнен в технологии браное ткачество.
  • Ручная работа.
  • Приемлемая цена.
Связанные галереи

Печать | Copyright © 2009 - 2017 KROSNA All rights reserved | Контакты