Место и роль украинского рушника в системе культурных ценностей
Рушники часто непосредственно «рассказывают» о важнейших событиях человеческой жизни. В мифологических орнаментах нередко встречаем переплетение образов, порожденных смесью фантазии и реальности, поскольку мифологическое мышление формировалось на основе практически-образного отношения к миру. Как считает Э. Тайлор, в основе мифов как религиозных верований, лежит анимизм - наделение неодушевленных предметов душой, а, следовательно, и человеческими чувствами и переживаниями. В рассматриваемых узорах эти представления о мире отразились в стремлении наделить различные предметы и явления человеческими очертаниями. Можно говорить о тканых и вышитых образах человеко-деревьев, растений, животных и даже определенных предметов. Иногда за этими образами и знаками можно угадать элементы мифологических сюжетов или их персонажей - Волоса (Велеса), Лады некоторых созвездий. Говорить о чисто украинской дохристианской мифологии довольно трудно, пишет один из ее исследователей И. Огиевич, - поскольку «... мы еще не имели необходимого материала, а тот, который есть, еще недостаточно обработан» . Реконструкции забытой мифологической системы Украины способствуют знаки рушникового орнамента, который сохранил эхо общеславянского мифологии. На ее основе легче выявить и чисто украинские мотивы, зафиксированные в различных региональных проявлениях. Принято считать, что по сравнению с античной мифологией греков и римлян славянская мифология в плане антропоморфизма развита недостаточно. На наш взгляд, такие выводы несколько преувеличены в силу той же недостаточной изученности мифологического материала Украины, как об этом говорил еще И. Огиевич. Украинская вышивка и ткачество переполнены антропоморфными фигурками, «высказанными» с помощью всех видов орнаментальных знаков. Другое дело, что их символическая сущность непонятна, кроется в глубинах вековой народной памяти. В первую очередь нас интересуют мифологические образы как элементы общеукраинской культуры и как проявления регионального народного искусства. О глубинных мифологических представлениях создателей рушниковых орнаментов, свидетельствует устойчивая сохранность в них геометрических знаков. Четкое разграничение этих знаков, которые появились еще в каменные века, на мужские и женские, и доминирование в рушниковых орнаментах последних - яркая иллюстрация давности их происхождения. С их помощью человечество постигало знания о космосе, земле, человеке. Символика геометрии изучена достаточно полно, в том числе и на материалах славянских вышивки и ткачестве. Широкая распространенность геометрических знаков в орнаментах Украины аргументируется нами как отражение начальной знаковой изобразительной системы, дошедшая до наших дней в сочетании с такими стойкими материалами, как кость, металл, керамика. Вспомним, что именно поднепровские образцы произведений, сделанные руками каменных людей, скажем без преувеличения, стали предметом воодушевленного исследования ученых всего мира и разных направлений науки. Рушниковая геометрия использует рожденные в палеолите знаки и как дань традиции, и, естественно, как отражение присущего людям разных исторических эпох символического видения природы и ее явлений. Они полезны и необходимы людям всех времен, в том числе и современникам. Ничем другим нельзя объяснить сохранность и использование геометрических знаков в орнаменте, в том числе и в рушниковом, вплоть до наших дней. Мифологическая «детскость» геометрического восприятия и отражения утверждается первыми рисунками детей третьего тысячелетия, удаленном от истоков мифологического восприятия мира.
|
Достоинства
Материалы по теме
|