Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль

Место и роль украинского рушника в системе культурных ценностей


Поскольку рушник и по сей день - составная часть орнаментальной площади современного украинского сельского жилья, интересные выводы напрашиваются при сопоставлении интерьера современного сельского жилья с различными находками древних сооружений, в частности Среднего Поднепровья. Сейчас всему миру известны палеолитические стоянки, открытые в XX веке на Киевщине, а также в с. Междуречья Черкасской, вс. Мизин Черниговской областей Украины. Древние жители этих поселений не просто заботились о минимальных удобствах, но и стремились украсить интерьеры своих жилищ. С этой целью они красной охрой наносили узоры на строительный материал, из которого были составлены их жилья (как известно, это были черепа и лопатки мамонтов).
 
Кроме живописи, декоративно-прикладного искусства палеолитики владели и печатями графики - резьбой на кости, заложили основы пластического искусства. Отражение в ткачестве знаков тех далеких времен ярко проявляется при анализе геометрического орнамента, где эти совпадения удивительно точные и конкретные, а именно в плане меандров изображений. Процитируем «Археологии Украины»: «Для сооружения жилищ широко использовались крупные кости и бивни мамонта. Кости, немного вкопанные по кругу, были основой, цоколем стен жилищ ... »Итак, первым архитекторам было хорошо известен круг, применяемый не только в плане декоративном, но и в практическом, повседневном. Вероятно, можно говорить и о символике круга как выражение понятия об ограничении пространства. Отсюда естественно следует известная обереговая функция знака-символа, неизменна для всех последующих эпох. Это хорошо знал М.В. Гоголь, который заставил в своем «Вие» перепуганного ведьмой парня обвести вокруг себя магический круг даже в пространстве христианского храма.
 
В уже упомянутых селах - Мизине и Межиричи найдено несколько женских фигурок, своеобразных по форме и очень сильно стилизованных. Итак, истоки стилизаций - все же верхнепалеолитические времена, а не более поздние - неолитические, как утверждают некоторые исследователи первобытного искусства.
 
Как отмечают археологи, иногда глиняные фигурки женщин имеют достаточно реалистичные черты лица, на теле и головах изображены украшения и даже прически. Часто фигурки украшены орнаментом из спиралей, прямых линий, насечек. Отметим, что и рушниковая коллекция антропоморфных образов чрезвычайно богата и пестра.
 
Поздний палеолит известен возникновением таких форм религиозных верований, как тотемизм, анимизм, магия. С магическими обрядами связана вера в то, что реальный предмет можно заменить его частью, например рога оленя, положенные в могилу, заменяли умершему реального животного. Украинские мастерицы-ткачихи также придерживаются этой традиции, подавая отдельные части тел людей и животных.
 
Существует значительная исследовательская литература, в которой главное внимание уделено исходным изображением зооморфных символов. С ними связаны многочисленные обряды и мифы, рассмотрение ритуальных действий и сюжетов которых способствует пониманию и орнаментальной сущности животного рушникового эпоса. Воспроизводя образы диких и некоторых прирученных животных обрядовое ткачество как и первоначальное изобразительное искусство, тщательно и внимательно провело их отбор, останавливаясь на тех, которые несут значительную смысловую нагрузку в силу особой полезности для человека. Вместе с тем, упорный отказ мастериц, например, от изображения таких привычных для Украинской животных как свиньи, можно объяснить разве что своеобразными и не всегда понятными современникам законами народной этики и эстетики, согласно которым действовали когда подобные художественные табу.
 
Бытует мнение, что значительное количество палеолитических изображений животных исчезла тогда, когда человечество перешло к воспроизводящего хозяйства, и впоследствии реалистичный пафос древнего археологического живописи изменился на стилизацию - результат культуры эпохи неолита. То есть, только с появлением искусства керамики как элементарного вида прикладного искусства появилось функциональное и имитативного искусство (в уподобление ладоням, выдолбленным плодам и т. д.). Тогда же, значит, возникает абстрактное знаковое искусство геометрического орнамента. Но, как отмечает К. Г. Юнг, «даже в исключительно ранних наскальных рисунках родезийского каменного века наряду с жизненно правдивыми изображениями зверей встречается абстрактный знак. А именно - восьмиугольный вписанный в круг крест, который в таком виде будто путешествовал через все культуры и который и по сей день встречаем не только в церквях, но, например, также в тибетских монастырях. Это так называемое солнечное колесо берет свое начало с этого времени, и с такой цивилизации, когда никаких колес еще не было ... Лишь отчасти говорится о внешнем опыте, с другой стороны, оно представляет собой символ, факт внутреннего опыта».
 Солнечная символика в славянских украшениях
Восьмиугольник, вписанный в круг, характерная знаковая деталь украинского рушникового орнамента. Мы не думаем, что он прибыл к нам из далекой Родезии. Правомернее будет в данном случае говорить о общепланетных элементах орнаментов, возникшие в далеком прошлом в разных концах Земли вполне самостоятельно и без взаимовлияния. Общепланетная распространенность и других орнаментальных знаков заставляет нас поставить вопрос об этническом, полиэтническом и надэтническом в орнаменте украинского рушника, в общем, во всей орнаментальной культуре. Великий гуманист Н.Рерих, указывая на элементы общего в древней культуре разных народов, пишет: «Разве не удивительна тождественность культуры каменного века для всех частей света? Повсеместно встречаем ту же технику, изящную, до сих пор не разгаданную. Кроме многочисленных находок в пределах России, мы собирали каменные изделия во Франции, в Швейцарии, в Италии, в Египте, в Монголии, в Китае, в Индии, в Америке ... Только сопоставляя можно удивляться общечеловеческому творчеству, что дало одинаковую и неповторимую технику каменного быта ... Не было путей сообщения, молчали все надземные каналы, а человек творил одинаково».
 
Многочисленные исследователи абстрактное мышление традиционно связывают с языком звуков, единицей деятельности которой является слово. При этом невольно акцентируется первичность слуховых представлений о внешнем мире, зрительное же бы отодвигается на второй план, или, в крайнем случае, ему предоставляется значительно меньше поле.
 
Соразмерность и красота, и в определенной степени совершенство верхнепалеолитического искусства и в наше время приносит наслаждение при его созерцании, тогда же как звуковому языку этого периода были присущи лишь так называемые «вербоиды» или «лалии» - связаные с абстрактными понятиями односложные частицы типа: ну, на, дай и т.д. Ни в коем случае не отрицая общеизвестное - «В начале было Слово», все же отметим особую ценность изобразительных начал в становлении общечеловеческого искусства.
 
Высшей и последней стадией многотысячного каменного века был неолит. К ценнейшим достижений «неолитической революции» относится возникновение прядения и ткачества, изготовления тканей, которые наряду с глиной и металлом становились основным материалом искусства. Тогдашнюю керамику (возможно, и ткани) украшали три цвета (белый, красный и черный), а монохромность (на белом фоне только красные и черные знаки) характерна и для традиционного рушникового искусства.
 
Яркие образцы орнаментов оставили для нас трипольские племена. Большинство исследователей трипольских орнаментов считает, что главной для них является не декоративная, а магическая функция, в частности это касается пиктографии. Орнаментальные знаки Триполье - идеографическая система, что состояла как отражение психологии земледельцев: их страха, надежд, неуверенности, зависимости от сил природы. По мнению Д.Юма, страхи и надежды заставляли людей персонифицировать явления природы, древние моделировали ее согласно своим собственным образом и подобием: наделяли чувствами, страстями, а впоследствии и телом. Отсюда - известный антропоморфизм образов словесного и прикладного фольклора.
 
Трипольский орнамент глубоко исследован Б.А. Рыбаковым. Для выяснения семантики его знаков исследователь довольно часто обращается и к рушникам восточнославянского орнамента. В те времена культура наполняется поэтическим словесным творчеством, в первую очередь мифами. Как порождение вымысла, миф сосуществовал с ритуалами, обрядами. Рушник, как обрядовый предмет, естественно входил в состав этих традиций, и сам по себе фактически вызывает и поныне определенные ритуальные действа.
 

Автор: КРОСНА от 20.11.2012
Оценка:  





  

Достоинства

  • Мастерски выполнен в технологии браное ткачество.
  • Ручная работа.
  • Приемлемая цена.
Связанные галереи

Печать | Copyright © 2009 - 2017 KROSNA All rights reserved | Контакты