Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль

Место и роль украинского рушника в системе культурных ценностей

 
В пространственных видах искусства образы статичны, скованы временными пределами. Наше воображение призвано дорисовать то, что было раньше и что последует за изображаемым моментом. Скованность образов во времени вовсе не свидетельствует об их ущербности - просто такова специфика рушниковых орнаментов. К тому же, известно немало других способов решать вопросы развития образа во времени кроме апелляции к воображению наблюдателя. В живописи и графике, например, это происходит путем создания серии тематически объединенных рисунков. Успешно решается эта проблема средством синтеза искусств.
 
В рушниковом орнаменте можно заметить интересные способы и приемы сдвиги временных границ как в сторону прошлого, так и в будущее. Мы не можем принять тот взгляд, что «орнамент не знает никаких временно-пространственных характеристик, среды, то есть, являясь фактором определенной событийности, не изображает событие, которое происходит в определенном месте и в определенное время».
Рушник как вид народной художественной культуры функционирует в сложном переплетении художественного, психологического, физического и социального времени. Основная среда его обитания - обряд. Включаясь в структуру обряда, он приобретает другое значение - становится символом другого слоя художественной культуры - обрядности.
 
Вопрос о роли и месте орнаментированного рушника в системе традиционной обрядности и через механизмы культуры - в других сферах требует отдельного исследования. Необходимостью является также освещение связи рушника с религиозной культурой. Насаждения в советский период так называемой «новой» советской праздничности и обрядности искусственно выхолащивало из традиционных форм народной культуры элементы религиозного содержания. Тогда как «... сама природа ощущение времени еще первобытным человеком позволяет легко превращать профанное в сакральное».
 
Это свойственно не только первобытному человеку. В современной культуре постсоциалистических стран наблюдается оживление религиозного сознания. Сегодня во всех видах обрядности (семейно-бытовой, календарной и т. д.) Возрождаются религиозные традиции. А в традиционной обрядовой культуре профанный (светский) характер легко переходит в сакральный и наоборот, сакральный в профанный.
 
Рушник - самобытное явление в среде культурных ценностей. Обычно его рассматривают как произведение декоративно-прикладного искусства, которому присущи эстетическая и утилитарная функции. Такое мнение, без сомнения, вполне обосновано. Но при более пристальном, детальном анализе нетрудно убедиться в том, что функции рушника, специфика его образной системы иногда выходят за рамки не только данного вида искусства, но и искусства вообще.
 
При рассмотрении таких произведений приходится постоянно переносить, перемещать «пограничные столбы» между искусством и не-искусством, а также между видами и жанрами искусства, ведь любая система классификации в определенной степени носит относительный характер. Нужно акцентировать на исследовании орнамента рушников с точки зрения особенностей его природы как знаковой системы, учитывая выполняемые им функции в этнокультурном и социально-культурном пространстве и времени. К этому нас обязывает не только рушник как произведение народного искусства, но (возможно в первую очередь) богатство и разнообразие его орнамента.
 
Наиболее распространенным выражением последнего является техники его выполнения. Но это обстоятельство обусловило своеобразное отношение некоторых исследователей к рушнику как к виду ремесла, без анализа его орнаментальной ценности. Между тем, именно орнамент рушника является уникальным явлением в плане сохранения знаковой системы, возникла еще в отдаленные археологические эпохи. В этом смысле появляется необходимость анализа первичных, в плане происхождения искусства вообще, форм знаков, касающиеся первых шагов по созданию человеком художественных ценностей. Опираясь на данные археологии, констатируем в рушниковом орнаменте Украины достаточно полноценное сохранение орнаментальных знаков, начиная с верхнепалеолитических времен.

Автор: КРОСНА от 20.11.2012
Оценка:  





  

Достоинства

  • Мастерски выполнен в технологии браное ткачество.
  • Ручная работа.
  • Приемлемая цена.
Связанные галереи

Печать | Copyright © 2009 - 2017 KROSNA All rights reserved | Контакты