Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль

Место и роль украинского рушника в системе культурных ценностей

Исследуя символику украинского рушника, стоит в первую очередь определить его место и роль в системе культурных ценностей. Рушник (Украинский - рушник, белорусское - ручник, российское - полотенце) - это полотняный прямоугольник удлиненной формы с нанесенным на него орнаментом, имеет обрядовое, декоративное и утилитарное назначение. В этимологии самого слова «рушник» прослеживается Его связь с рукой человека: предназначен для рук и рукотворный, то есть создан человеческой рукой - старейшим и важнейшим орудием образования ценностей культуры. Как вид творчества, рушник является достижением народного декоративно-прикладного искусства. Он наделен всеми теми свойствами и качествами, которые свойственны традиционному искусству, и в этом плане орнамент рушника рассматривается и как особая информационно-знаковая система, и как вид эстетической деятельности, что имеет важное социокультурное значение.
 
В семиотическом плане рушник - уникальное явление. В его орнаменте используется вся палитра знаков, начиная от натуралистических изображений и близких к образу абстракций, найти ключ к значению которых порой очень сложно, а иногда и невозможно. Более того, рушник может выступать в роли знака при полном отсутствии любого изображения на нем. «Пустота» на рушнике - это не просто «ничто», это то гегелевское «ничто», которое перерастает в «нечто». «Чистый» рушник, например как элемент погребального обряда, символизирует полный покой, чистоту и блаженство вечного существования в сакральном времени.
 
Человек в условном, реалистическом и гипертрофированном изображении, представители животного и растительного царства, предметы неживой природы и созданные трудом человека, геометрические линии и фигуры, математические знаки, числа, слова и отдельные лингвистические знаки - буквы, мифологические и христианские образы - все это находим на рушниках в виде отдельного знака, группы знаков, знаковых систем, композиционно соединенных между собой по законам и принципам синтактики.
 
Известно, что знак, как носитель определенной информации - имеет значение, заменяя собой обозначаемое. Поэтому одна из первоочередных задач, которую в данном случае призвана решать семиотика - установление в семантическом срезе связи знака и его значение.
 
В разных семиотических системах эта задача решается по-разному. В науке, например, связь между ними носит конвенциональный характер, знак (понятие или символ) не предусматривает сходства его формы и содержания. Другое дело искусство. Его знаки - это образы и символы, носят не абстрактный, а конкретно-чувственный характер.
 
Содержание художественного произведения должно воплощаться в соответствующую форму. Даже тогда, когда художественный образ выступает на уровне символа, существует определенная связь между его содержанием и формой выражения. Гегель отмечал, что символ есть такой знак, который уже в своей высшей форме содержит содержание изображаемого. Конечно, сказанное не означает, что искусство использует только иконографические знаки, воспроизводящие внешний вид изображаемого предмета. Идеографические знаки, замечает Ю.М. Лотман, изобразительные. У них между планом содержания и планом выражения существует прямая связь.
 
Идеографические знаки свойственны преимущественно изобразительным видам искусства, хотя в них, в частности в орнаментальном искусстве, как будет показано ниже, широко используется и другая знаковая система - символическая, в которой условно, конвенционально обозначается изображаемый предмет.
 
Б.А. Успенский считает, что некоторые виды искусства связаны в основном не с семантикой, а с синтактикой. К этой группе искусств, наряду с абстрактной живописью, музыкой и архитектурой, Успенский безоговорочно относит и орнамент. Такой взгляд на орнамент оправдан в тех случаях, когда он выступает в качестве декоративной детали украшает любой предмет. И декоративность - это не единственное назначение орнамента. Орнаментальное искусство часто создает образы высокой художественной и смысловой значимости. Именно такими образами богаты традиционное ткачество и вышивка украинского рушника. Раскрытие смысла и значения его символики является одним из источников изучения культуры украинского этноса.
 
Установление связи между символами орнамента рушника и их значением - непростая задача. Дело в том, что большинству из них свойственна поливалентность, то есть многозначность, что не дает возможности закрепления за определенным знаком точно определенного значения. К этому следует добавить историческую и культурно-типологическое релятивность знаковых значений.
 
Представляет интерес и синтаксический уровень рушниковых символов. «Для любой семиотической системы, - пишет Ю. Лотман, - знак (единство означающего и означаемого), сочетаясь по законам синтагматики с другими знаками, образует текст». В художественном произведении каждый знак текста, объединяясь его структурой, становится составной обобщающего знака. Именно из таких методологических позиций можно анализировать сюжет и композиционную структуру орнаментов рушников - что означает каждый знак отдельно и который символический образ они порождают в своем единстве.
 
Итак, анализируя схемы построения орнамента рушников, надо показать и удельный вес каждого знака в его структуре.
 
Отдельные знаки могут подниматься до уровня символического образа и вследствие этого становиться главными в орнаменте, другие - второстепенными. Второстепенными по значению детали, которые не вписываются в общее семантическое поле и выполняют роль декоративных украшений. Это достигается путем расположения их на периферии художественного пространства, масштабно уменьшенными по размерам и т. д.
 
Орнаментальное искусство относится к числу пространственных. Орнамент рушников представлен в двумерном пространстве. Изображения на них не разворачивается по законам линейной и воздушной перспективы. Однако иллюзия объемности иногда все же достигается косвенным путем.

Автор: КРОСНА от 20.11.2012
Оценка:  





  

Достоинства

  • Мастерски выполнен в технологии браное ткачество.
  • Ручная работа.
  • Приемлемая цена.
Связанные галереи


Печать | Copyright © 2009 - 2017 KROSNA All rights reserved | Контакты