Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль

Апотропеистический смысл рушника в ритуалах


С точки зрения развития предложенной нами концептуальной модели нить пояс полотно нас будет интересовать вариант, который мы назовем переплетение. Простейшим здесь будет коса, сплетаемая из трех нитей. Она составляет инвариант переплетения, ибо две нити в этой ситуации суть витье. Вариант своеобразного синтеза витья и плетения мы можем наблюдать в шнурах. Устойчивость двух свитых нитей обеспечивается разнонаправленностью движения и узлами на концах, устойчивость трех нитей в ситуации переплетения заложена в структуре, организующей пространство объекта.

Структура простейшего переплетения в форме косы развивается по двум параметрам. С одной стороны намечается тенденция к увеличению поверхности, и появляются сложные формы переплетения, которые в нашей модели мы будем называть полутканьем: с другой стороны с целью увеличения плотности появляется вариант полутканья. когда в структуру полутканого пояса вводится дополнительная вертикальная нить.

Таким образом, в структуре переплетения появляется вертикальная, дополнительная нить, как бы возвращаясь на новом этапе к своей вертикальной сущности. Впоследствии в сложившейся технике ткачества она возьмет на себя функцию основы. Когда же изначальные, структурообразующие нити полутканья перейдут в четкий горизонтальный план (уточная нить), появится техника тканья поясов «на ниту, бердышке», что составит инвариант ткачества. В дальнейшем ткачество развивается как взаимоотношения основы и утка, где определяющим является именно полотняное переплетение: основа составляет вертикаль, уток горизонталь, как бы продолжая внутри полотна начавшийся с нити диалог природы и культуры.

Тем не менее, во всех основных типах тканья поясов «на ниту, бердышке» вертикальные нити основы остаются доминантными. Это означает, что конструктивная роль нитей утка направлена на обеспечение плотности и прочности изделия. Тогда как семантические параметры (орнамент) и связанные с ними приемы тканья разрабатываются в пространственной структуре пояса, как правило, на уровне вертикальных нитей основы.

В технике так называемого «многоремизного ткачества» (VIII. а. 33—35), которая в своих истоках восходит к технике переборов, противопоставление вертикали и горизонтали исчезает. Происходит выравнивание функций нитей основы и утка на уровне построения орнамента. Соответственно орнамент становится принципом организации поверхности объекта, его конструктивной сущностью. Техника поглощает семантику, и орнамент растворяется в объекте, перестает быть принципом маркировки, логический и ритуальный аспекты, но и внешними факторами, влиянием на их форму всего многофункционального комплекса тканых изделий, существующего в восточнославянском этнокультурном пространстве.

Одновременно с трансформацией орнамента наблюдается тенденция к расширению поверхности пояса. На каком-то этапе пояс приобретает формальные признаки полотна.

Предметный мир культуры формируется в процессе освоения человеком окружающей его среды. Это предполагает не только действия, преобразующие форму объектов природы, но и включение их в картину мира, исходя из которой человек описывает и объясняет мир, благодаря которой дискретный предметный мир обретает целостность, соединяется с вечностью. Каждый объект предметного, видимого мира, наряду с утилитарными функциями прагматикой среды существования, приобретает значение символическое, реализует абстрактные, универсальные понятия идеального плана. В синтезе этих двух начал и состоит то, что мы традиционно называем пространством культуры, качественно иной среды, выделенной из природы, воспринимаемой как неосвоенное, неизвестное, чужое.
В процессе жизни человек постоянно осваивает и собственную культуру, расширяя ее границы внутри себя, преобразовывая свою собственную сущность.

Пространство культуры заполняется предметами, вышедшими из мира природы. Основные материалы, из которых они создавались, это дерево, глина, камень, ткань, металл. В то время как природные стихии огонь, вода, воздух и земля основные творящие силы, вступая в контакт с которыми человек преобразовывает мир природы.


Автор: КРОСНА от 19.11.2012
Оценка:  





  

Достоинства

  • Мастерски выполнен в технологии браное ткачество.
  • Ручная работа.
  • Приемлемая цена.
Связанные галереи

Печать | Copyright © 2009 - 2017 KROSNA All rights reserved | Контакты