Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль

Апотропеистический смысл рушника в ритуалах

Предметный мир культуры формируется в процессе освоения человеком окружающей его среды. Это предполагает не только действия, преобразующие форму объектов природы, но и включение их в картину мира, исходя из которой человек описывает и объясняет мир, благодаря которой дискретный предметный мир обретает целостность, соединяется с вечностью. Каждый объект предметного, видимого мира, наряду с утилитарными функциями прагматикой среды существования, приобретает значение символическое, реализует абстрактные, универсальные понятия идеального плана. В синтезе этих двух начал и состоит то, что мы традиционно называем пространством культуры, качественно иной среды, выделенной из природы, воспринимаемой как неосвоенное, неизвестное, чужое.
В процессе жизни человек постоянно осваивает и собственную культуру, расширяя ее границы внутри себя, преобразовывая свою собственную сущность.
Пространство культуры заполняется предметами, вышедшими из мира природы. Основные материалы, из которых они создавались, это дерево, глина, камень, ткань, металл. В то время как природные стихии огонь, вода, воздух и земля основные творящие силы, вступая в контакт с которыми человек преобразовывает мир природы.

Например, поселение как пространство, выделенное из мира природы и организованное внутри по законам социума традиционно у славян создавалось из дерева. Ограды вокруг поселений, изгороди вокруг усадеб, стены жилых строений защищают его от внешнего мира, точно также как индивидуальное пространство человека защищено одеждой. Дерево строений и ткани одежд как бы проводят границу между природой и культурой, разделяя их воплоти и, соединяя на уровне целостного осмысления мира, где природа и культура суть комплементарные сущности. Их противопоставление основа развития, они существуют в постоянном взаимодействии, переплетены тысячами тончайших нитей, ведущих к человеку, находящемуся в центре, на границах этих двух постоянно изменяющихся пространств. Уничтожение любого из них ведет к гибели человека. Человеку необходимы природа и культура.

В предметах, созданных человеком, соединяются плоть природы и форма культуры. Чтобы познать сущность их единства, нужно владеть языком, способным осуществить диалог между ними. В традиционных культурах такой язык существовал, и этот язык назывался ритуал.
Обращаясь к нити как результату свивания волокон и в технологическом, и в ритуальном аспектах, необходимо отметить функции веретена, главного орудия прядения, сакральная значимость которого в культуре была очень высока. Показательно, что механическая прялка, распространившаяся в XIX веке в качестве основного орудия прядения у восточных славян, не обладала теми ритуально-мифологическими характеристиками, которыми отмечены другие, более древние прядильные орудия, в частности, веретено. Этому соответствуют представления о том, что «гребень, донце прялки, веретено сам Господь показал, а самопрялки придумал Сатана» (Боряк 1989, 157).

Значительная часть народных представлений о сакральности веретена может быть объяснена прежде всего производимым им действием: из хаотической волокнистой массы создавалось упорядоченное, организованное начало нить.

Кручение и, соответственно, веретено, которое его вызвало, занимали особое место в архаичной модели мира. Так, система представлений о том, как «закрутилось, завертелось и выкрутилось небо», «начала крутиться и выкрутилась земля» (Боряк 1989, 157), позволяет говорить о концепции веретена как оси, центра мироздания. Здесь важно отметить универсальный характер вращения как формы ритуального поведения. Это, в частности, нашло отражение в ритуальных установках, регламентирующих круговое движение по солнцу или против солнца. Движение по солнцу принадлежит миру культуры, человеку, а движение против солнца сфере «иного мира». Например, во время свадьбы жениха и невесту обводят вокруг стола, печного столба или дома по солнцу. Чтобы попасть в подземный мир, надо двигаться против солнца. Колдун во время заговоров движется против солнца. Существовал способ проверки пастуха: крестьяне за ним из укромного места и, если пастух обходил стадо против солнца, это означало, что он колдун.

Автор: КРОСНА от 19.11.2012
Оценка:  





  

Достоинства

  • Мастерски выполнен в технологии браное ткачество.
  • Ручная работа.
  • Приемлемая цена.
Связанные галереи

Печать | Copyright © 2009 - 2017 KROSNA All rights reserved | Контакты