Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль

Семантика орнамета украинского рушника


* * *
В комплексе орнаментальных форм рушников Средней Днепрянщины, о которой упоминается в Новгородской летописи и утверждается, что она начала называться Русью еще до прихода варягов в Новгород, в 854 году,  выделились мотивы и образы, взятые из разных сфер: геометрии, флоры, фауны, мира людей и вещей. Указанные элементы отражают главное содержание орнамента рушников, обусловливают схемы его построения, поэтому ключевым вопросом является анализ составных частей определенного вида орнамента, знаков, из которых он выстраивается.
Исследуя орнаментальные мотивы в аспекте поиска их этнической и регионального своеобразия, пытаться определить то общее, что связывает узоры на рушниках Украины с орнаментальным искусством других народов, ведь его составляющие несут в себе те или иные элементы, вызванные к жизни искусством разных стран и разных времен. Определяются также надэтнические мотивы, характерные, в частности, для геометрических узоров, которые в разных странах возникли одновременно и вполне самостоятельно, хотя на их появление и распространение все же влияли политические связи, торговля, авторитет определенной страны.
Середняя Днепрянщина с центром в Киеве - это тот регион, откуда культура распространялась в разные концы света с очень давних времен.
* * *
Современное украинское искусствоведение отстаивает мнение о том, что изучение украинского орнамента, в том числе и тканого, началось со второй половины XIX в. К собирательской работы тогда присоединилась творческая интеллигенция разных регионов Украины, ставя своей целью сбора коллекций образцов народного искусства, в том числе и рушников. Первыми исследованиями, посвященными народной орнаментике, считают труды О.Косачевой, Е. Кальбенгаера, Л.Вербицкого, М.Кондакова, печатавшихся с 1876 года.
Таким образом история исследования украинского орнамента теряет почти полтора века, потому что в действительности она началась с первых десятилетий XVIII в, и связана с деятельностью знаменитого по тем временам Российского Императорского географического общества, основатели которого - Татищев, Г.Миллер И.Шерген стали составителями инструкций относительно организации собирательской работы и в области орнаментики. Хотя и не всегда хорошо научно обоснованные, но написаны с стремлением сдвинуть с места уже известную в других странах научную отрасль, такие материалы рассылались «по губерниям», а затем их получили и в Киеве. Татищев в своих рекомендациях от 1739 предлагал описывать различные виды промыслов, Г.Миллер составил программу «Об описании древностей», И.Шерген, первый директор этнографического музея России, подчеркивал необходимость изучения декоративно прикладного искусства различных регионов. Итак, Географическое общество своими программами и анкетами способствовало пробуждению интереса к народному орнаментального искусства, к изучению функций и семантики элементов его знаковой системы. На Украине инициаторами такой работы стали научные работники Музея народной промышленности и этнографического музея при Научном обществе им. Шевченко. Известные в Украине на то время были работы В.В.Стасова «Русский народный орнамент» (СПб, 1872), исследования Д. К. Зеленина «Писанки и крашенки» (Природа и люди. - 1910. - № 24), программы и инструкции созданной в первом десятилетии нашего века при отделении этнографии Географического общества Комиссии по орнаменту. Бюро комиссии составило список общественных заведений и частных собраний, в которых хранились орнаменты. В одной из программ в разделе «Поиски» рекомендовалось осматривать церковные ризницы, «где могут храниться пожертвований на иконы рушники, и поискать в монастырях». Предлагалось брать только тканые концы рушников, обрезая полотно («притчу»). Комиссия по орнаменту действовала до 1923 года. На заседаниях заслушивались отчеты и сообщения ее активных членов. Течение 1915-1917 годов отчитывались исследователи украинского орнамента, в частности, В.Д.Модзалевський и П.М.Савицький. (По Станюкович Т. К истории изучения орнамента // Народное прикладное исскуство. - Рига, 1989. - С. 30-43).
Плодотворно работает в это время М.Биляшовский (Немного об украинской орнаментике // Сияние. - 1913. - №3; Об украинском орнаменте // Записки Украинского научного общества в Киеве. - К., 1909. Кн.3; Старое украинское село // Сияние. - 1913. - № 5-6). Орнаментации украинской книги XVI-XVII вв. посвящен труд М.Макаренко. Событием в культурной жизни Украины становится труд Г. Павлуцкого «История украинского орнамента» (К., 1927)Орнамента писанок, готическим мотивам в украинском шитье золотом XVII-XVIII вв. посвящает свои труды Д. Щербаковский (Украина. - 1924, - №4, - К., 1926; - Прага, 1926 Готические мотивы в украинском золотарстве; Оправы книг в киевских златошвей XVII- XVIII вв .; Основные элементы орнаментации украинских писанок и их происхождения // Труды Украинского историко-филологического общества в Праге. - Прага, 1926). Церковные орнаменты исследует М.Новицькая (Датированные епитрахили Лаврского музея 1640-1743 гг. - К., 1927).
В 30-х годах в Чехословакии для студентов Украинского техническо-хозяйственного института в Подебрадах выдающимся украинским ученым-эмигрантом Д. Антоновичем был прочитан цикл лекций по истории украинской культуры, в частности, и с украинской орнаментики.
Сборник лекций был издан за границей в 40-х годах, широкому же количеству исследователей он стал доступным только недавно (Антонович Д. Украинская культура. - К., 1993). Исследователь предлагает изучать орнамент по характеру самих узоров согласно четырех видов: геометрический, растительный, животный (в том числе и антропоморфный) и плетеный. Д.Антонович рекомендует также учитывать присущие профессиональному искусству направления и стили эпохи «византийско-романской» и к «искусству современности».
В конце тех же 30-х годов отдельно от авторского коллектива в Подебрадах, возглавляемого Д. Антоновичем, украинское искусство изучает В.Щербаковский. Автор не просто описывает художественные явления, а расшифровывая традиционную символику, делает попытку осмысления системы мировоззрения украинцев. Отдельный раздел своего труда В.Щербаковский посвящает тканым рушникам, отмечая, что «сами орнаменты, сотканные на рушниках, указывали, для чего он предназначен. Так, например, на рушнике, назначенном для похоронных процессий, был соткан крест с различными приложениями; на рушнике, назначенном на свадьбу, ткали «дерево жизни» в разной стилизации и различные апотропеические символы. На рушниках, предназначенных для украшения дома (на зеркалах, на консоли полок и т.д.), ткут в основном «дерево жизни» и тоже апотропеические символы, подобно как на стенах горницы, только в другой стилизации (Щербаковский В. Украинское искусство - К., - 1995.-С. 164-165).
В 40-х-50-х годах на наличие в вышивке языческих символов обращает внимание Л.А.Динцес (Дохристианские храмы Руси в свете памятников народного искусства // СА. - 1947. - №2), археологическим орнаментам Среднего Поднепровья посвящено исследование М.К.Каргер (Археологические исследования древнего Киева. - К., 1950), В.К.Гончарова (Райковецкое городище. - K.1950).
Начиная с 1952 года ежегодно в Украине выходят альбомы орнаментов (К., 1952-55)Орнамент народной одежды изучает О.Л.Кульчицька (Народная одежда западных областей Украинской PCP (К., 1959). В специальных разделах, рассматривается и орнамент рушника центральных областей Украины. Достаточно плодотворными для изучения орнамента были 70-80 гг. прошлого века, когда появляются работы, посвященные исследованию семантики орнамента, выявлению исторических корней определенных видов орнамента. К изучению узоров исследователи привлекают археологические памятники, материалы летописей, этнографические, фольклорные материалы. На сегодня в музеях и  частных коллекциях Украины накопилось огромное количество экспонатов, и можно быть уверенным, что и до сих пор не обнаружено полностью изобразительный фонд традиционного украинского народного искусства. Это побуждает к дальнейшему изучению украинской орнаментики в ее рушниковом выражении.


Автор: КРОСНА от 15.11.2012
Оценка:  





  

Достоинства

  • Мастерски выполнен в технологии браное ткачество.
  • Ручная работа.
  • Приемлемая цена.
Связанные галереи

Печать | Copyright © 2009 - 2017 KROSNA All rights reserved | Контакты