Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль

Семантика орнамета украинского рушника

Полотняным достопримечательностям Украины - рушникам - сопутствует постоянный эпитет «чистые». Это означает не только то, что они должны сами сохраняться в чистоте и беречь в ней человеческое тело. Чистые рушники в первую очередь являются соответствиями чистоты духовной, символами высоких этических и эстетических идеалов. Удлиненные прямоугольники рушников по форме напоминают поля, дороги. Засеянные зерном орнаментов, они в определенной степени и являются символами дорог: ими приветствуют гостей, их дарят на память; девушки, готовясь в путь к новой жизни, подают рушники старостам; рушниками провожают и в последний путь. Сложенные и спрятанные, купленные  или подаренные, они оберегали тело и душу человека, здоровье животных, урожайность растений. Не нужно искать среди рушниковых орнаментов «хороших» и «не очень хороших», просто они разные по объему содержания. Информативность - способность сохранять и сообщать, а в данном случае также передавать заложенные в произведениях сведения, впечатления, представления, в рушниках рассчитаны и на ум, и на чувства.  Орнамент рушников, отражая такие чувства и мысли украинского народа, является выразителем и его самого, его вкусов, переживаний и стремлений. В рушниковых орнаментальных знаках можно видеть своеобразный праязык, угадывать эхо времен, читать в этих сотканных текстах сказания о выдающиеся события общественной и личной жизни. «Рушниковые книги», сочетание орнаментальных «букв азбуки» народной мудрости и красоты пришли к нам от людей прошлого, воссоздавая и художественный язык «каменных людей», и искусство первых земледельцев.
Несмотря всеукраинскую любовь, уважение и почитание, предметом отдельного монографического изучения рушник до сих пор не стал. Вместе с тем, пожалуй,  не было ни одной разведки из народного прикладного искусства, где бы на него не было обращено внимание. Правда, в большинстве из них орнамент рушника не выделен из числа украшений исключительно бытовых вещей;  завес, покрывал, предметов одежды, скатертей, салфеток.
К рассмотрению рушника отдельно от украшений других тканых и вышитых вещей побуждает его обрядовое назначение, ведь узоры предметов ритуального плана не могут не отличаться от украшений обыденных вещей. Кроме того, даже вышивки на праздничной одежде также отличные от рушниковых в силу апотропеических функций последних. Конечно, одежда имеет бытовое  назначение: защита человеческого тела от избыточного тепла и холода. Если допустить, что и рушник сначала имел подобное назначение, то и в этом бы случае удлиненный полотняный прямоугольник покрывал собой человеческую голову - вместилище духа, а тело и душу наши умные предшественники научились различать очень давно. По форме рушник действительно похож на те головные уборы, которые еще во времена Киевской Руси, согласно летописным материалам, женщины и девушки цепляли на деревья и кусты во время многолюдных годовых праздников в честь первоисточников жизни. Итак, соответствиями рушниковых узоров будут те, которыми украшались древние украинские головные уборы - наметки, перемитки, убрусы, ведь и последние выполняли равнозначные с рушниками защитные или жертвенные функции. Что касается других случаев, то как деталь праздничного наряда украинок рушник использовался во время важных событий семейной жизни, например, на свадьбе, когда менялся жизненный статус женщины. Переходя от девства в женский предел, украинки покрывали им важнейшую часть тела - лоно, ибо от рушника-оберега зависело продолжение рода.
Функции оберега - рушника наполняют его орнамент той образной иносказательностью, которая делает его символом в символе. Действительно, когда рушник-оберег, то и знаки на нем - язык символов. Это как специфические, изобразительного порядка молитвы к первоисточникам жизни - земли, воды, огня, воздуха и вызванных ими явлений, от которых зависело существование человека.
Для рушников в украинских жилищах определены почетные места - красный угол, межоконное пространство. Ими наряжались также «народные картины» - панно из фотографий родных и близких, зеркала. Известно также время их изготовления: к крупнейшим годовым праздникам  - Рождества, Пасхи, Троицы. Известны и действия с рушником - церемонии вязания. Рушниками связывают руки молодым во время брачных церемоний, связывают руки участников погребальных обрядов. Препоясывают первый и последние снопы на обжинки и т.д.  Действия с рушниковым подвязыванием также сакральные, ведь узел - это тот летописный языческий «науз», к борьбе с которым и его исполнителями - «узольниками» - призвали первые христиане на нашей земле. «В состоянии покоя», на стенах жилищ, рушники чаще приобретает формы треугольника, острием направленного вверх - то есть к небу, к Божеству.
Как составляющие обрядовой атрибутики, рушниковые украшения не могут быть бесконечно пестрыми, разнообразными, переполненными мотивами, образами, как это иногда ошибочно считается,  якобы представляют наибольшую ценность украинского обрядового рушника. Орнамент рушника остановлен в своих определенных видах благодаря каноничности предметов, с которыми сосуществует. Он ограничен по мере тех же функций, характерных апотропеическим предметам вообще. Здесь царят законы, продиктованные ритуальными табу. Вседозволенность отсутствует, возможны только варианты определенных изображений.
Бесспорно, длительное существование сказалось на рушниковом орнаменте декоративностью, закрывающий его начальную  сакральную и информативную сущность. Именно декоративность заставляет некоторых исследователей украинского народного орнамента изучать его «по эпохам и стилям», то есть таким образом замкнуть обрядовое искусство в рамки ренессанса, барокко, рококо, как предлагают, в частности, Г.Павлуцкий и Д. Антонович. И именно поэтому из студий украинского, в том числе и рушникового орнамента, выпадают целые эпохи, связанные с воспроизведением в полотне реликтов археологического порядка.
Пути формирования мотивов народного искусства во многом остаются неизведанными для современности. Поэтому, на наш взгляд, рушниковое ремесло диктует его изучение с характером самих орнаментов, не гнушаясь и особенностей, вызванных к жизни определенными эпохами и стилями.

Автор: КРОСНА от 15.11.2012
Оценка:  





  

Достоинства

  • Мастерски выполнен в технологии браное ткачество.
  • Ручная работа.
  • Приемлемая цена.
Связанные галереи

Печать | Copyright © 2009 - 2017 KROSNA All rights reserved | Контакты