История декоративного творчества Украины (3)
Такие изделия имели обычное полотняное переплетение или сложнее саржевое. Лицевые покрывала в виде диагонально направленных полос правого или левого направлени получили распространение почти по всей Украине. Бытовали ткани «в сосенку» («в елочку», «Ель»), «в кружки» («в кружке»). Рядно-покрывало или одеяло - скатерть имели ткацкий узор по сложнее, выполненный при помощи восьми ремизок - «шахматы» и двенадцати ремизок - "огурцы"; ("Гурки"), «окошки».
![]() Покрывала были однотонными и полихромными - «писаными». Вместе с рельефным орнаментом ткали цветные поперечные полосы, реже - как поперечные, так и продольные, которые, пересекаясь, образовывали цветную клетку. В изготовлении покрывал применяли браную и ковровые техники. Со временем цветовая гамма этих тканей обогатилась. ![]() Наволочки (пишвы, пошивки) – сравнительно небольшая группа тканей, которые сочетали утилитарную и эстетическую функции. В ХХ в. бытовали наволочки для подушек ежедневного потребления и диванных. Однотонные наволочки в форме удлиненного прямоугольника - чехла на подушку - изготавливали по всей Украине для ежедневного потребления. Наволочки с декоративным украшением ткали в отдельных регионах. В полоску, клетчатые, с браным орнаментом наволочки были распространенные в равнинных и предгорных местностях Закарпатья. ![]() Мелкоузорчатые в полоску бытовали на Гуцульщине и Покутье до 1930-х годов. Начиная с середины ХХ в., форма подушек изменилась, они стали меньше. Однако получили распространение наволочки квадратной формы. ![]() Особое место в интерьере принадлежит скатертям (скатерти, накидки, убрусы, обрусы и т.д.), согласно народной традиции были обыденными и праздничными. Богатством декора в народном быту ХХ в. отличались праздничные скатерти. Предназначены для покрытия стола или сундука, скатерти согласно их размеров имели вид узкого прямоугольника длиной 2-3 м и шириной 50-60 см. Узкой скатертью покрывали стол или сундук. С переходом к поздней форме столов в первой половине ХХ в. появились большие по размерам двойные скатерти длиной более 4 м и шириной более 1 м. Скатерти ткали полотняным, саржевым переплетениями, применяли браную , ковровые техники. ![]() В ткачестве скатертей лицевые переплетения образовывали простые и сложные узоры. Так, праздничные скатерти к большим христианским праздникам имели своеобразное декорирование - «Крестовые» на Рождество и Пасху, «огуречные» на Троицу, «окошки» на Крещение1. Полотнище поперек делили полосами-переписками красного, черного, синего или серого цвета. На узких краях скатерть украшали сложнее: полосами разной ширины и красок. Композиция состояла из двух-пяти групп полос. Чаще всего это был трехполосый уклад, в которых сочеталось два-три цвета. Иногда доминировал только красный. Лицевый орнамент фона отчетливо выделялся на полихромных полосах . Цветные «засновки» («просновки») - одинарные, двойные и тройные - введены в основу вдоль края , служили каймой изделия. «Засновки » ткали и по всему полотнищу, образовывая, таким образом, клетчатую структуру2. В 1950-1960-х годах скатерти домашнего изготовление вышли из употребления, поступившись местом изделиям промышленного производства. Родственными со скатертями по своему декором и назначению были салфетки и накидки. Салфетки - небольшие по размерам предпочтительно, но квадратные ткани, бытовые (кадочницы, салфетки на хлеб) или декоративные, которыми застилают полки или другую мебель. 2Козій Г. Узорноткані скатерті (каталог фондової збірки НІЕЗ «Переяслав») // Pereyslavica. Наукові записки. Збірник наукових статей. – К., 2008. – Вип. 2 (4). – С. 253–255.
|
![]()
Достоинства
Связанные галереи
|