Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль

История декоративного творчества Украины (2)

Усложнение и обогащение техники привело к появлению новых узоров - «гурковый» («огуречный»), «гвоздички», «сухарики» («сухарцовое ткачество»), «тарелочный» («в тарелочку»). Они основывались на шахматных мотивах, которые образовывали ромбовидные, многоугольные, круглые и другие геометрические формы1. Так, узор «тарелочный» имел вид кругов, составленных из прямоугольников. Изделия с таким орнаментом, тканые на двенадцати и больше ремизах станка, были вершиной ткацкого мастерства.
Совершенством исполнения характеризуются ткани «борисовка» («в борисовку», «у борисовку в обводах»), где графический узор образован замкнутыми ломаными линиями в виде ромбовидных фигур2.
Выразительность лицевых тканей усиливали горизонтальные цветные полосы - «переписки»: одинарные, двойные или тройные. Челночные ткани отличались декоративностью, богатством цвета, что достигалось использованием нескольких челноков с нитками разних красок. Характерная композиция для них в полоску со своеобразным геометрическим орнаментом. Типичная техника ткачества - «под доску» - заключалась в том, что между разделеннымы нитями основы на всю ее ширину подставляли доску. Благодаря образованию небольшого зева можно было свободно бросать уток.
Для изготовления тканей преимущественно интерьерного профессионального назначения (верет, наволочек, скатертей, рушников, дорожек) применяли ковровые, в частности счетные, техники.
Развитию ткацких промыслов в ХХ в. способствовало широкое использование в производстве браной техники, что давало возможность создавать цветной рельефный орнамент над грунтовым полем ткани3.
В таких тканях применяли две группы нитей утка. Одной группой формировалы грунтовое поле, а второй застилали его узором. Использовали различные техники перебора («переборы», «заборы») - «под холст», «под парки», «выбором», «миропольский».
Техники двустороннего перебора «под холст» и «под парки» в ХХ в. были менее распространены. Техника «под холст» образует на участках ткани одинаковый орнамент с внешней и изнаночной сторон. Во время применения техники «под парки» две нити выходят на внешнюю часть изделия, две - на обратную в шахматном порядке.
В исследуемый период активно применяли техники одностороннего перебора. Самая выразительная из них своими декоративными возможности - техника «выбором», во время применения которой на полотняном фоне образуются крупные орнаментальные плоскости с рельефной выпуклой фактурой.
Техника одностороннего «миропольського» перебора создавала на поверхности изделия своеобразную рубчатую фактуру.
Наряду с общераспространенными техниками ткачества в отдельных ячейках Полесья, Волыни и Подолья бытовало петельчастое ткачество с односторонним орнаментом в виде ворсовых петель.
Многоремизное, челночное, ковровое и браное ткачества, а также их комбинации, типовые для многих групп тканей и тканых изделий интерьерного и бытового назначения.
Ассортимент тканых изделий интерьерного назначения в ХХ в. был широкий. Наряду с традиционными покрывалами, наволочками, скатертями и рушниками текстильный ансамбль в ХХ в., в частности после 1930-х годов, разнообразили декоративные салфетки, накидки, портьеры и дорожки.
Как и в предыдущий период, покрывала оставались полифункциональной группой тканей с характерными названиями в разных регионах. В ХХ в. название «рядно» употребляли на Киевщине и Подолье "рядюжка", "радюга" - на Полесье; "верета" - на Гуцульщине, Покутье и Буковине; "плахта", "плат" - на Лемковщине, а также в районах Черниговского Полесья.
За своими декоративными особенностями покрывала, сравнительно со вторыми тканями, достаточно скромные. Эти ткани ежедневно использовали для покрытия, застилания, завешивания или же как простыни, одеяла, скатерти и потому подобное. В праздничные дни рядна вывешивали на жердь, применяли по традиции во время захоронения.
Преимущественно их сшивали из двух одинаковых узких частей ткани, хотя в отдельных местностях Гуцульщини и Покутья делали сплошь тканые верети. В зависимости от назначения их изготовляли из однородной или смешанной пряжи в частности из более тонкой беленой или более грубой суровой конопляной или лняной. Именно, льняные покрывала ткали на Полесье, конопляные - на Западном Подолье и Покутье. В Карпатах изготовляли полушерстяные покрывала.
 
___________________________________
1Арофикин Е. Шашечный узор в народном ткачестве // Текстильная промышленность. - 1992. - № 2. - С. 56.
 
2Такими тканями славилась слобода Борисовка Курской губернии (ныне - Белгородская область РФ). См.: Арофикин Е. Ткацкий узор «борисовка» // НТЕ. - 1988. - № 3. - C. 16-18.
 
3Орнамент на поверхности образуется путем переборки нитей основы вручную.

Автор: КРОСНА от 04.11.2012
Оценка:  





  

Достоинства

  • Мастерски выполнен в технологии браное ткачество.
  • Ручная работа.
  • Приемлемая цена.
Связанные галереи

Печать | Copyright © 2009 - 2017 KROSNA All rights reserved | Контакты