Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль

История декоративного творчества Украины

В течение ХХ в. важную роль в традиционной культуре украинцев играли ткани домашнего производства. Со временем ткачество, оставаясь распространенным домашним занятием крестьян, претерпело существенные трансформаций, обусловленных применением новых материалов (сырья фабричного производства, синтетических красителей), влиянием городской культуры, изменениями в жилищном строительстве и появлением новых помещений. видоизменилась фактура тканей и цветовое решение, расширился ассортимент тканых изделий, определенные их виды утеряли свое значение или приобрели новое применение в интерьере в соответствии с новыми условиями и вкусами. Трансформации произошли также с народным костюмом, а следовательно, с одежной тканью.
В первой половине ХХ в. ткачество бытовало во многих регионах Украины, в частности сосредоточились в Приднепровье, Слобожанщине, Полесье, Волыни, Подолье, Буковине, Покутье, Гуцульщине Бойковщине, Лемковщине и Закарпатье.
Одновременно в конце XIX - первой четверти ХХ в. традиционную орнаментику применяли в изделиях многочисленных кустарных ткацких ячейках, земских мастерских и промышленных школ. В 1920-1930-х годах на базе местных кустарных промыслов возникли ткацкие артели, созданные в соответствии с ленинского кооперативного плана. Централизованное управление, приния эталонов-образцов привело к шаблонам в изделиях. 30-годы - период интенсивного формирования и внедрения концепции «советского народного искусства » с новым содержанием. Под влиянием идеологического диктата, общественно-политических реалий в традиционное ткачество проникли чужеродные мотивы советской символики - пятиконечная звезда, серп и молот и т.д. Древние сакральные элементы целенаправленно изымали из народного быта, домотканые изделия постепенно теряли обрядовую и утилитарную функции, зато усиливалась декоративная.
В 1960-1980-х годах прослеживаются взаимовлияния различных региональных организаций, использования традиционных орнаментальных мотивов тканей профессиональными художниками, применение достижений народного ткачества в промышленном производстве. Эти тенденции обусловлены деятельностью мастеров в системе Художественного фонда УССР путем создания цехов, участков, организации надомничества, проведение ежегодных выставок-смотров и выставок-ярмарок. Впрочем, губительная тенденция к планированию на текстильных предприятиях привела к снижению качества изделий.
90-е годы ХХ ст. обозначены угасанием как некрупных ткацких ячеек, так и мощных в прошлом предприятий. Постепенно они прекратили свое существование вследствие нехватки сырья и спроса на продукцию.
 
Материалы, техники, ассортимент ткачества. 
 
По традиции в ткачестве ХХ в. продолжали использовать конопляные и льняные нити для основы, выбеленный вал для утка. Сохранились древние методы окрашивания натуральными красками. Наряду с сырьем собственного производства в народном ткачестве применяли фабричную пряжу и красители. Использование хлопчатобумажных нитей промышленного производства - «Бурунчука», «Бомбак», «мулине» - для утка, а иногда для основы тканых изделий существенно сказалось на их качестве. Так, фабричные нитки мулине, ирис изменили фактуру и цветовую гамму тканей. Наряду с этим в отдельных регионах, в частности на Буковине, Гуцульщине, Покутье и Западном Подоле, в ткачестве начали применять металлические нити. Одновременно с основным общераспространенным орудием труда - горизонтальным ткацким станком - в отдельных ячейках обслуживались жаккардовым станком (в основном в земских мастерских, промышленных школах, артелях).
В ткачестве ХХ ст. применяли техники узорного многоремизного (лицевого) и челночного, коврового ткачества, различные способы ручного перебора. Своей выразительности ремизно-челночное ткачество приобрело благодаря сопоставлению на ткани плоскостей, затканное группами нитей, направленных под разным углом, что создавало четкий рельефный орнамент с светотеневой эффектом. Графику узора усиливала темнее тоном основа и светлее, выбеленный льняной уток.1 В процессе ткачества на четырех-, восьмиремизних станках изделия декорировались мотивам косых, встречных линий, ромбов. сложные композиции создавали с помощью найпростишего и распространенного узора в виде диагональных полос - «в ряды», «пружки», «косые ряды ».2 Из-за раппортного повторения встречные косые полосы образовывали мотивы «в сосенку», «ель», «елочки». На основе ломаных саржевих диагоналей ткали ромбовидные узоры, размер и размещение которых имели несколько вариантов. Рапорт из крупных ромбов образовывал композицию «в кружки» («в кружку», «на глазки»), из мелких - «карповая чешуя», «в гречку» (гречечку»). В самых распространенных ромбических орнаментах основной орнаментальный мотив состоит из нескольких вписанных друг в друга ромбов. Узор «шашки» («шахвы», «шахматная доска») образовывали разными по размерам и конфигурации прямоугольниками, соединенными угламы. Самый простой узор строили по принципам шахматной доски, без разделения на фон и узор. Сложные орнаменты - «в дамки», «ломаный крест», «кресты», «мельницы», «лестничка», «кныши» и т.д. Так, в основе композиции мотиву «кресты» - ромб, заполненный квадратами или прямоугольниками, образованными поочередно основой и утком.
______________________________________
 
1Такие ткани называют также тканями светотеневой группы, или подножковыми.
2Существуют немало местных названий лицевых узоров.

Автор: КРОСНА от 04.11.2012
Оценка:  





  

Достоинства

  • Мастерски выполнен в технологии браное ткачество.
  • Ручная работа.
  • Приемлемая цена.
Связанные галереи

Печать | Copyright © 2009 - 2017 KROSNA All rights reserved | Контакты