Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль

Крашение тканей

Художественное оформление полотна - давняя традиция украинского народа. Как свидетельствуют отечественные и зарубежные источники, вышитые узоры известны еще в докиевской Руси. Об этом подтвердила и выставка мягких тканей, экспонировалась в Киеве. Известно, что специальная прислуга украшала цветными нитками пышные одежды для князей и их слуг. Фрагменты таких сюжетов находим на многих фресках древних соборов, включая Софийского.
Особой развитию среди простого народа приобрело вышивания. В старину невозможно было найти семью, в которой бы не увлекались искусством вышивки. Ею украшали практически все хозяйственно-бытовые изделия - рубашки, фартуки, скатерти, полотенца, верхняя одежда и т.д.. Конечно, для занятия рукоделием  требовалось  значительное количество подручного материала, отдельно цветных нитей, а по-народному луговины. Ее изготавливали в домашних условиях, отыскивая естественные растительные и минеральные красители. Многолетний опыт наших предков практиковал значительное количество рецептов получения тончайших нюансов цветовых оттенков.
К сожалению, подавляющее большинство приобретенных  многолетним народным опытом рецептов сейчас  утрачено. Причин здесь несколько: массовое изготовление фабричных тканей и красителей, постепенное угасание народной культуры и уход носителей традиционного опыта. Все это, вместе взятое, сделало невозможным прочность долголетней практики. И хотя процесс этот естественный, но от этого не легче: на наших глазах исчезают уникальные формы народоведческой культуры.
Всегда от долголетнего употребления берега полотенец и рубашек изнашивались, ткань приобретает рыжие пятна, а вот цветных узоров не коснулась разрушительная рука времени - свежесть тонов такая же естественная и чарующая, как будто бы появились они прошлой зимой. Почему сегодняшние краски, имея множество компонентов, подаренных химической промышленностью, так быстро линяют? Вот тут бы и воспользоваться современным специалистам мудрым опытом своих предшественников.
Традиционно изготавливали красители из многих компонентов живой природы-коры деревьев, листья, корни, плодов и цветов. Для каждого отдельного случая были свои сроки сбора и заготовки сырья, строгий режим дозирования, четкая технология заваривания т.д.. Особых канонов придерживались при заготовке трав - здесь, как считают знатоки своего дела, многое зависело, на какую фазу луны, в какой день, даже час собрано красящих зелья. Скажем, душицу и мокринку, из которых готовили красную краску, собирали только на рассвете в день Луки (5 мая). При этом зелье следовало срывать не голыми руками, а в перчатках, чтобы при окрашивании «не появлялись на ткани или пряжи пятна».
Практически из каждой соломинки, которая росла в саду, на огороде, поле или лесу, можно было получить краситель. Это или другое зелье служило надежным источником получения разноцветных красок. С дикой груши, например, изготавливали несколько красок: из коры - темно-коричневую, из листьев - желтую, с кислицы (диких яблонь) получали желтоватый, с достаточно нежными оттенками цвет. Этими настоями красили нитки и тонкую ткань.
Подобные краски (желтые и светло-желтые) получали из цветов ромашек, горицвета, веток молодого тополя и даже с гречневой половы. Для темно-синих красителей использовали цвет сона, а для зеленой - черной розы и хохлатки.
Особенно распространенным  для украинских крестьян был коричневый цвет. Им окрашивали шерстяные изделия, преимущественно свиты. Для этой цели заготавливали кору ивы, крушины (волчьих ягод), дуба, березы, листья и скорлупу грецкого ореха, выжатый сок хмеля, кувшинки, шелухи лука и т.д.. Нередко прибегали и к комбинированию, чтобы получить нужный оттенок. Настой из коры ольхи давал, скажем, коричневый цвет, а в сочетании с березовыми листьями приобретал желтоватый тонов. Таким образом «добывали» оранжевые и черные красители. В повседневной практике использовали также ягоды крушины и бузины, других дикорастущих кустов.
Особого внимания заслуживает чинбарский промысел. Для современного читателя термин этот почти неизвестен. Между тем в древности, а кое-где еще в первые послевоенные годы, кожевничество было развитым занятием - чинка кож животных.
Мы не останавливаться на самом процессе кожевничества  - отдельная тема разговора, - а остановлюсь лишь на одном из разновидностей - дублении кожи, то есть ее колорирования. Как известно, производство овчины, кроме обработки, требовало и дубления, т.е. окраски в красно-желтый цвет. После выделки кожу замачивали в специальном растворе. Его изготовляли из коры ивы и дуба (темный цвет) и ольхи (светлый), если хотели получить черный фон, то для дубления принимали желуди, измельчали их и готовили краситель. Некоторые кожевники, чтобы придать поверхности изделия благородных вида, натирали кожу куском жженого кирпича.
Были и другие способы колорирования. Есть свидетельства, что в Полесье и Прикарпатье для этой цели использовали и минералы. Нередко нити красили в жидкости, настоянной на ржавом железе или природных залежах руд или отдельных сортах глин.
Прочность и оттенки цветов зависели от многих факторов - качества сырья, его дозировки, комбинирования с другими компонентами, срока вымачивания ткани в красителе. Отвар готовили в основном путем настаивания. В котел засыпали сырье, заливали его горячей водой и на ночь ставили в теплое помещение. Через сутки краситель уже готов к употреблению (исключение - когда дубили кожу; настои готовили значительно дольше). Поэтому в дубитель погружали нити или ткань и кипятили их 15-20 минут. От продолжительности кипячения собственно зависела красочность цвета. Чтобы лучше проходил процесс, и качество покраски была высокой, к раствору добавляли рассол из-под помидоров, огурцов, квашеной капусты и даже соль.
Вот такая, если коротко, общая технология получения народных красителей. Однако рассказ был бы неполным, если не упомянуть о знаменитом черлеце. Помните хрестоматийные строки из «Слова о полку Игореве»: «красный флаг, у хоругвей, черлена челка, серебряное оружие-храброму Святославичу»?
Термин «червленый стяг», «червленое знамя» широко употребительных в древнерусских летописях и означает багряный, или красный цвет. В те далекие времена русские воины свои знамена красили именно в такой цвет. Краситель получали из насекомого  - кошенили. Один из ее разновидностей - восковой червец - использовали для изготовления «белого воска», а с самой кошенили добывали красную краску. Этот промысел был известен в Киевской Руси еще с X века. Среди других оброков повинностей древляне вынуждены были давать киевским князьям «по ложке червеца с оседла». Приготовленный из него высококачественный краситель, кроме всего, пользовался огромным спросом у иностранцев. Византийские купцы специально снаряжали по «русскую краску» караваны в Киев. Даже море, через которое плыли иностранцы, называли в древности Червным, и только впоследствии оно превратилось в Черное.
Ремесленники держали в глубокой тайне рецепт изготовления червленой краски. Поэтому спрос на нее на мировом рынке был огромный. Вот почему, колонизировав украинские земли, польская шляхта в первую очередь пыталась монополизировать этот ходовой промысел. В рукописном трактате о народный календарь Овруччины утверждалось, что до 1848 года «во многих селах уезда крестьяне были обязаны инвентарь давать налог с червецов, к чему применимо мере деревянной ложки».
Значительным центром этой торговли впоследствии стала Галичина, которую потому так и назвали - Красной Русью. Яков Головацкий по этому поводу писал: «стародавние червенськии города особенно занимались добычей и торговлей сего предмета - и от него получили свое название».
Как считают некоторые ученые, от червеца и пошло название на Украину первого летнего месяца, потому что именно в июне заготовляли наши предки эту дефицитную букашку, из которой изготовляли неувядающую краску.
В давние времена практически почти все процессы, связанные с покраской, основывались на народном опыте - четкой структуре заготовки, изготовление и употребление природных красителей и т.п..
Чтобы изготовить настоящую, по всем признакам писанку, мастерица должна была использовать от пяти до семи различных красителей, каждый из которых имел свой тон, свою технологию приготовления. А если добавить к этому, что их, то есть писанки, делали практически во всех селах, то можем представить, сколько нужно было иметь краски!
По этому поводу следует отметить вот на чем. Хотя впоследствии, когда появились химические заменители и люди, учитывая их дешевизну и бытовую практичность, массово используют покупной краской, и расписывать яйца пытались исключительно естественными красителями. И сейчас настоящие мастера своего дела используют только традиционным методом. Растительные краски имеют несколько преимуществ: они естественны, мягкость тонов придает изделию более эстетичный и художественной прелести, значительно дольше сохраняют цвет, удобны в работе, и, наконец, окрашенные писанки почти не портятся, тогда, как химические заменители способствуют быстрому «износу »яиц.
Кстати, во многих регионах до сих пор красят яйца (то есть яйца одноцветного тона) только, естественным раствором. Для этого используют отвар из луковой шелухи. Пожилые люди, что химическая краска портит не только эстетический вид изделия, но и его вкусовые качества, так яйца, в отличие от писанок, служат как обязательное обрядовая еда пасхальных праздников.
Природные красители изготовляли не только из растений и некоторых видов насекомых. Для этой цели использовали отдельные породы глины. Есть местность, кстати, единственная на Украине, по заготовке охры. В селе Гремячем Миргородского района Полтавской обрасти два брата и по ныне специализируются на этом древнем ремесле.
Здесь добывают охру (по-местному - Рудка) только в одном месте - урочище Гремячем. На крутых склонах холма выкапывают колодец глубиной до 17 - 20 метров, и, натолкнувшись на полоску желтой глины, которая достигает высоты не более 10 - 15 сантиметров, ведрами вытягивают ее на поверхность. Затем в специальной печи сырье пережигают, измельчают и увлажняют.
Сейчас охрой обмазывают нижние части внешнего и внутреннего интерьера жилищ. Если вам доведется побывать на Полтавщине, обратите внимание на оранжевый цвет домов, обмазанных в цокольной части. Они словно горят осенними красками, создавая праздничное настроение и эстетическую изысканность. Это и есть природная минеральная краска - рудка.
В давние времена, и в первые послевоенные годы, когда не хватало промышленных масляных красок, на Приднепровье охрой красили жестяные крыши. Рудку разводили в масле и смазывали жестяную кровлю. Как утверждали очевидцы, такая краска не только не уступала современной химической, но и в некоторых случаях была практичной,  дольше служила и сохраняла цвет. Обработанные таким образом крыши не требовали повторного окрашивания в течение десяти лет.
Практически каждое живое растение, что окружает нас, таит в себе секрет естественного цвета. Наши предки умели добывать из кладовой природы без какого-либо риска все оттенки радуги. Мы же, неблагодарные потомки, не только позабыли, но и пренебрегли или даже опозорили опыт своих предшественников. По моему глубокому убеждению, рано или поздно нам или нашим будущим поколениям придется возвращаться к первоосновам  - искать или заново находить рецептуру разноцветных красок. Чтобы облегчить это дело, сохраним хоть то, что кое-где осталось в человеческой памяти.

Автор: КРОСНА от 26.11.2012
Оценка:  





  

Достоинства

  • Мастерски выполнен в технологии браное ткачество.
  • Ручная работа.
  • Приемлемая цена.
Связанные галереи


Печать | Copyright © 2009 - 2017 KROSNA All rights reserved | Контакты