Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль

Домотканое льняное полотно

Как в древности, так и в 19 веке, украинские женщины изготовляли полотно с ручнопряденых льняных, конопляных и шерстяных нитей. Лен, конопля и овечья шерсть обрабатывались в течение целого года, поэтапно, в определенные народному календарю сроки.
Лучшие сорта льна-долгунца выращивали в Ровенской, Волынской и Львовской областях, конопли - в Тернопольской. Сначала сырье подготавливали, обрабатывали волокна, пряли нити, ткали, потом отбеливали, выкачивали, выглаживали, выбивали
Льняные и конопляные полотна были самым распространенным материалом. Льняные-мягкие, имеют мелкую клетку, серовато-охристые оттенки. Конопляные -туже, зеленовато-серых оттенков. Иногда и смешивали лен и конопля. Изготовляли полотна очень по-разному. Поэтому и различают около 20 видов полотен. Тонкие полотна, предназначенные для вышивания, ткали и реже и туже переплетением, тщательно отбеливали на росе, солнце, морозе, чтобы они сверкали серебристыми переливами ручнопрядених нитей.
Лен - это самая древняя культурная растение, одной из первых начала использовать человек. Стебли льна, нитки, веревки и другие изделия найдены в зданиях, относящихся к каменному веку. Вместе с коноплей лен одевал, кормил, согревал древнего человека. С древних времен, еще до основания Киевского государства, лен, для получения волокна, масла и изготовления полотна, выращивали все племена, населявшие территорию современной Украины. Быстрое увеличение посевных площадей льна состоялось в XIII веке.
Существовало немало поверий, связанных с выращиванием льна. Его сеяли ранней весной: «Сей ленок, как лежит холодок». Сев льна регламентировалась днем (вторник или пятница) и фазами луны: «Как молодой расти, то и лен будет расти» Коноплю же сеяли не ранее Благовещения. По традиции высевать коноплю или лен имели только мужчины. Существовала вера в демоническую силу «излучин или заломов» из стебля конопли или нитей. Они символизировали отмирания, подбрасывались на поля, чтобы был неурожай. «Мне как завязано» или «завязали мир» говорили в народе в древности. Поэтому посев льна было обрядом, во время которого перед началом сева подбрасывали вверх яйцо, которое потом съедали.
«Выращивали лен специальных сортов, у которых был тонкий и невысокий стебель -«лущик» или «простяк». Конопля также были различны: они имели мужские и женские стебли. Мужские (коноплю) созревают раньше, а волокно из них нежнее. Женские стебля (матерка) - значительно грубее, их вырывали осенью, вязали в небольшие пучки, обмолачивали и мочили 3 недели. Вымачивали коноплю в прудах, копанках, ямах и реках, после чего сушили и били вальком. Лен вымачивали, равно как и коноплю или стелили тонким слоем на лугу».
Созревший лен выбирали, молотили, слали («росистая мочка») на лугу. При расстилании катались по траве, говоря: «смотри, бежит волк, чтобы был лен белый, как шелк».
Трепля лен, девушки распускали косы, «чтобы лен был хороший и косы хорошие». Выращивание и обработка льна и конопли - это тяжелая и изнурительная работа, которая почти полностью лежала на женских плечах.
 


Сушили коноплю и лен на солнце, а в лесных районах в специальных сушках. После сушки их трепали - отделяли костру от волокна. Этот процесс проходил в такой последовательности: горсть конопли или льна делили на ручайки, ломали, трепали об столбы или доску, мяли на бительне и в завершение терли на трепалке. После этого волокно мыкали на гребне, предоставляя каждому из волокон одно направление. Готовое волокно составляли в «куклу, казак». Из него мыкали пряжу, которую для прядения вычесывали деревянной гребенкой, щетиной или металлическими щетками. Мыкать пряжу запрещалось в четверг после обеда и в пятницу; эту работу пытались закончить в субботу, чтобы мычка не оставалась в гребне. Нельзя было оставлять пряжу не допряденной на ночь. "Как будет ночевать мычка, то судьба придет и запутает ту пряжу". С нечесаного волокна "нечеса" пряли нити для ткачества грубого полотна, хорошо вычесанным оно считалось тогда, когда пущено на воду, оно не оставляло никакого следа.



В процесс ручного прядения льна входит прежде подготовка волокон для ткачества. В украинском быту стебли вымоченной и высушенной конопли сначала обрабатывали на бительни (стебли конопли или льна бьют, очищают их волокна от костры) и трепалки (устройство, на котором достигается более качественная очистка способом биения и трения). С мятых волокон делали мычку (горсть конопляных или льняных волокон, приготовленных для прядения), которые чесали на гребне для прядения. Изготовление пряжи и тканей принадлежало важной сфере домашних занятий каждой семьи: ткали полотенца, скатерти, ткани для изготовления одежды. Умение хорошо прясть и ткать было необходимо для девушки на выданье. К этим занятиям приучали с раннего детства. По обычаю на Руси прялку девушке дарил отец или брат уже в 6-7 лет, когда мать решала, что ей нужно "входить в разум". Девушки, как правило, пряли на вечеринках, собирались вместе в специальной комнате. Туда же приходили и ребята, чтобы развлекать девушек. Начинали прясть после окончания полевых работ. Процесс прядения состоял из того, что расчесанную с помощью металлической щетки "горстку" "волочили" - расправляли, делали кудель, которую пряли на веретено, доводя толщину нити до толщины волоса. Веретено - орудие ручного народного прядения, которое изготавливалось в основном из дерева с удлиненным заостренным одним концом, с утолщением посередине и окончанием в виде головки на другом конце. Появилось оно сначала в Древнем Востоке. Именно прядение проходило следующим образом: левой рукой пряха дергала кудель, правой приводила веретено во вращение, тем самым скручивая волокно в нитку. Готовую нить наматывала на ладонь левой руки, а из нее перематывали на веретено, поставленное на колено. После этого нить на вершине веретена затягивали петлей, потом опять дергали пряжу и, все повторялось сначала. Напряденное веретено подсушивали, чтобы нить не "кошлатилась". С веретена через полую трубочку с отверстием ее сматывали в клубок. Из двух веретен или с двух клубков нити переносили на снивницу, сняв со снивницы, их обливали "поспой" (заваренной мукой) и сушили. Веретено представлялось в народе как символ жизни, временности, Великой Богини (матери), стержня, на котором вращается небо : "... начало крутиться и выкрутилась Земля". Поскольку по форме веретено немного напоминает змея, а последний сравнивался с культом умерших предков, то комплекс веретено-змей имел медитативную функцию по отношению мира людей и мира умерших. Веретено было атрибутом лечебной магии. Острым концом его обводили вокруг больного, излечивая лишай, выпекали бородавки и т.д.. Творцом "нити жизни", которая прялась на веретене, у славян считалась богиня Макош, которая в христианстве была заменена Параскевой-Пятницей, праздник которой в древности праздновали 28 октября. В Украине существовало много поверий, связанных со Святой Пятницей. "... Св. Пятница ходит по земле в образе женщины. Все тело ее израненное иглами, веретенами, исколено гребнями от того, что нарушается ее запрет шить, прясть, ткать в пятницу. Поэтому накануне праздника девушки снимали нить с веретена - ночью могла прийти прясть ведьма да еще Пятница могла наказать хозяйку прялки ". Даже золить было запрещено в пятницу - "женщина в пятницу золила и судьбу свою утопила". Важнейшей функцией Пятницы было оберегать семью от беды, приносить в дом радость, здоровье, справедливость, достаток, заботиться о духовном чистоту человека. Предметы ткацкого орудия сопровождали человека на протяжении тысячелетий, поэтому представлялись для них священными, наделялись многими сакральными качествами. Им придавалось большое оберегов, лечебное и другие значения. Поэтому на предметах домашнего обихода, особенно на вышитых рушниках можно видеть стилистические изображения веретен и гребня: гребень не лежит, а будто движется вверх, что уже само по себе связано с пространственной символикой. В народном быту существовали специальные правила использования гребня: его нельзя класть на стол, на окно, на кадку, так как "ангел не сядет "



Гребень рассматривался как символ женской судьбы: новорожденной девушке на нем перерезали пуповину, чтобы из нее получилась добрая пряха и вышивальщица. Девушки во время гадания прятали гребень под подушку со словами: "Суженый, ряженый, приходи голову чесать (расчесывать волосы)". Гребень клали в зерна при посеве - "чтобы рожь были густой", использовали как оберег от нечистой силы, болезней. В Украине и Беларуси известно использование гребня как музыкального инструмента. Клали на него тоненькую бумажку, плотно прижимали к губам, сильно дули, при этом напевая определенную мелодию. Получалось очень хорошо. Таким образом, гребень был предметом - символом древних ритуалов, входивших в состав обрядов перехода в новый сезон, год, новую возрастную, брачную, социальную группу, наконец, в жизни и смерти.
Почти с XV в. известна на Украине прялка, домашний станок, предназначенный для ручного прядения. Приводилась она в движение ножным или ручным приводом. Производительность прялки была намного выше веретена, поэтому до второй половины XIX в. она почти полностью его заменила.



Прялка, как и другие орудия труда, была наделена четким сакральным значением. Она до сих пор известна в народе как символ жизни и времени. Верчение прялки порождает магическую силу, создает круг. Вообще, колесо прялки - знак сложный, включает в себя многочисленный ряд семантических наслоений. Наиболее известна его символика, вызванная идеей аналогии: колесо-солнце, сочетание представлений о космическом и земном времени, образ коловорота. Прялка была атрибутом мифологического существа-женщины. И в самих названиях трудовых процессов украинцы использовали понятие женского рода - "матерка", "кукла", "глазки" (петли для навивки основы). Существовали поверья, связанные с прядением. По одному из них, гребень и веретено сам Бог показал человеку, а прялку с колесом - бес. Запрещалось прясть в среду, пятницу и воскресенье. Если прясть в пятницу, то как рассказывала легенда: "На том свете будут всажены в сердце все веретена, что женщина напряла за всю свою жизнь ". Об орудиях прядения, умении прясть, говорят народные пословицы, загадки, поговорки: "Какая пряжа, такая и нить", "Какая пряжа так и полотно ляжет". О хорошей пряхе говорили: «Хорошая пряха и на лучине напрядет». Первый клубок, который девушка напрядет, надо было бросить в огонь, чтобы нить так быстро прялась, как огонь горит. Машинное прядение начало развиваться с середины XVIII в. При машинном прядении выполняются три основные операции: вытягивание ровницы на вытяжных устройствах, кручение станками, намотки пряжи на патроны или шпули. За использованием волокна различают ПМ для прядения хлопка, лубяных волокон, шерсти, шелковых изделий. Искусство ткачества было известно на территории Украины уже в эпоху трипольской культуры (IV-III тыс. до н. н.э.). В летописях Киевской Руси есть свидетельства, что "плели шерсть, сбивали войлок, пряли", производили полотно "платы". В древнейших колядках упоминается «Паук-творец» - сияющий образ паука-ткача, что снует нитки-лучи, наполняет их питательным духом. В те времена существовало и почиталось божество прядения - «Прядун». Тканые вещи для семьи изготавливались в условиях натурального хозяйства, поскольку ткацкий станок становится принадлежностью каждого дома, независимо от этнического происхождения. Напрясть и наткать, надо было на всю семью, да еще и налоги заплатить полотном и ряднами. Поэтому и пелось в народной песне:

На крылечке кросна ткала,
Черным пером письмо писала ...


 
Ткали в основном женщины и девушки, но немало было ткачей-мужчин. Ткали, как правило, с ранней весны до начала полевых работ. Ткать пытались при полной луне, в крупные посты. В день, когда ставили кросна (ручной вертикальный ткацкий станок), в доме обязательно топилась печь, потому влажные нити рвутся, и по ним плохо ходит челнок. Не все женщины в деревне умели хорошо навивать кросна: для этого чаще приглашались умелые мастерицы. По народному поверью, нежелательно, чтобы за этой работой наблюдал кто-то посторонний. В народе говорили: "не выдай, мать, замуж, где затыкают, а где посередине ткут". Тонко напрядена нить требовала и особенно бережного обращения с ней во время ткачества: надо, чтобы легко ходил челнок, чтобы доска чуть-чуть прижимала нить к нити. Тогда полотно "просвечивается", через него можно рассматривать ближайшие предметы.



Снятое с кросен сотканное полотно полоскали в воде комнатной температуры и сушили, повторяя это не менее 3 раз. Чтобы нитки равномерно расправились, по влажному полотну, которое держали на вытянутых руках, качали стеклянный шар "галу" и гладили рублем. Полотно ткали на ткацком станке. Считают, что ручной ткацкий станок возник еще в V тыс. лет до н.э. Для образования ткани на нем используются две системы нитей - основы и утка. Полный цикл включает следующие операции: образование зева, прокладку нити утка в зев, прибивание нити утка к краю ткани, перемещение произведенной ткани и основы.



Ручные ткацкие станки, которые использовались в народном ткачестве, были горизонтальными и вертикальными. Они имели низкую производительность и используются в настоящее время в основном для изготовления уникальных художественных тканых изделий. На простом механическом ТВ ткань производится специальными механизмами, приводимыми в движение приводом. Ткач заменяет шпули с нитками утка в челноке, ликвидирует обрывы нитей, следит за работой станка. Ткацкие станки были легкими, подвижными и незначительными по размеру, что позволяло размещать их в крестьянских избах. Техника ткачества на станках зависела от практического применения ткани. Типичным признаком, характерным для ткацких станков, была ограничена ширина полотна 60-80см. Ткацкими станками, этими несложными по конструкции орудиями труда, украинские народные мастерицы создали большое количество видов ткацких изделий. В частности, они производили до 20 видов полотна. Ткацкое искусство в Украине символизировало не только эстетические, художественные вкусы народа, но и было своеобразной визиткой таланта каждой мастерицы, создавало мнение о женщине и ее дочерях, т.е. характеризовало женскую ловкость, мастерство, аккуратность и трудолюбие. История украинского народа подтверждает, что среди простых людей изначально живет тяга к красивому, целесообразному и нравственно-возвышенному.
 
Вначале 19 в. часто ткали ткани из фабричных ниток. На Подолье, в прикарпатских районах распространенным было использование на основу для ткачества льняных нитей, а на уток - фабричных.

Индивидуальный заказ 

Автор: КРОСНА от 27.11.2012
Оценка:  





  

Достоинства

  • Мастерски выполнен в технологии браное ткачество.
  • Ручная работа.
  • Приемлемая цена.
Связанные галереи

Печать | Copyright © 2009 - 2019 KROSNA All rights reserved | Контакты