Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль

Иван Нечипоренко - основатель традиционной школы богуславского ткачества


Новая технология изобретателя-художника открыла перед мастерами широкое поле для деятельности, позволяла выполнять сложныеузоры при высокой производительности труда, сохраняя традиции, выпуская разнообразный ассортимент изделий. Эту новаторскую технологию начали применять на фабриках художественных изделий Киева, Переяслав-Хмельницкого, Воронежа, Кролевца, ряде промыслов России, Белоруссии, Молдавии. Свои новации И. Нечипоренко изложил в руководстве [4, 1-4], ставший полезным методическим достоянием для ткачей, которые выполняли эскизные решения автора. На богуславской фабрике начали разрабатывать изысканные композиции дорожек, накидок, салфеток, полотенец, портьер. декоративных тканей, покрывал, наволочек, узорных купонов, тканей для юбок, платьев, фартуков и т.д.. В них наблюдается отход от устоявшейся насыщенности (иногда и перегруженности) орнаментальными плоскостями полотнища, а больше места отведено нейтральном фону, внимание сосредоточено на выявлении красоты природных свойств пряжи натуральных расцветок, структуре и фактуре тканей. Изделия фабрики "Победа" быстро реализовывались на торговых рынках Украины и других советских республик, а также за их пределами - Германии, Франции, Польше, Чехословакии, США, Канаде, Японии. Для самых богуславчан продукция местной фабрики была дефицитом, потому отправлялась за пределы страны. Богуславские полотенца стали своеобразной визитной карточкой Богуславщини и Киевской частности. Изготовление авторских произведений И. Нечипоренко на богуславской фабрике, обозначены новаторскими поисками, художественной выразительностью, которая достигалась за счет структуры, фактуры, оригинального композиционного решения. Это требовало от исполнителей ткачей тонкого ощущения материала, владение богатым арсеналом профессиональных приемов, безупречного художественного вкуса и высокого профессионализма. Популярность и полифункциональность Богуславского тканей определенной степени включала их в перечень изделий, которые имели нести конкретную идеологическую окраску. Поэтому с середины 50-х гг наряду с традиционными мотивами в этих тканях начали применять не свойственные декору народных тканей элементы партийной и государственной эмблематики: пятиконечная звезда, серп и молот, гербы, ордена, надписи, лозунги, даты, Кремль, крейсер "Аврора" даже портреты коммунистических вождей. Такие принудительно посажены символы никак не сочетались с устоявшимися эстетическими представлениями и принципами декоративного решения тех или иных изделий, а лишь предоставляли произведениям тенденциозности, эклектичности и надуманной искусственности. В народном искусстве утверждались основы плакатности, присущие ведущим стилистическим принципам социалистического реализма. Ни обычная выставка, не говоря уже о юбилейной, не обходилась без таких идейных псевдомистецьких произведений [5, 136]. Обращаясь к личности И. Нечипоренко, художника, который своим творчеством задекларировал себя как оппозиционер к официального искусства социалистического реализма, навязанного советской властью, неоднократно акцентировал внимание на спорных вопросах исследуемого автором периода - как негативно тогдашняя тоталитарная идеология, не оставила без внимания ни сферы жизнедеятельности человека, влияла на сохранение местных традиций в изделиях фабрики, сформировавшиеся в течение не одного столетия, и сегодня несут художественный, научный и духовный багаж информации. И. Нечипоренко в когорте с единомышленниками выносил подобные вопросы на заседание руководства фабрики, что приводило к негативному отношению властных структур к его личности. В свою очередь это приводило к невозможности раскрыть ему свой творческий потенциал и реализовать намерения. Время И. Нечипоренко как новатор-художник, с которым вынуждена была считаться партийно-администритивна структура, оставался какое-то время главным инженером Богуславской фабрики "Победа" (1955 1961рр.), Ведь имел незаурядный талант и высокий профессионализм. Период так называемого застоя привнес негативные тенденции в традиционное народное декоративно-прикладное искусство со своей Колористика, образами, индивидуализмом. Усиленный спрос на изделия фабрики "Победа", (как и другие аналогичные предприятия народных промыслов) обусловил расширение ассортимента, ставил их на конвейер, пригальморвував творческие поиски. Тенденция к массовому планового производства предусматривала разработку образцов композиционно не сложных для исполнения, упрощенных по орнаментальным решением и ограниченных в подборе цветных красок. Нередко из-за нехватки времени, необходимого для создания новых образцов-эталонов и внедрение их в производство, художники вынуждены были применять уже найдены орнаментально-композиционные варианты лишь с незначительными изменениями. Создавались и несколько сложнее и изысканные по композиционным схемам, богаче колоритом и содержанию образцы малосерийных изделий, но они составляли незначительную долю в общем количестве продукции предприятия, к тому же тормозилось и производственный процесс. Творчески экспериментальные поиски в тканых изделиях, предназначавшиеся для личного домашнего потребления и в определенной степени сохранявшие давнюю ткацкую традицию уменьшались. Дальнейшее форсирование темпов изготовления тканых и ковровых изделий на предприятиях в 80-х годах привело к усилению негативных явлений: стандартизация, унификация, сужение ассортимента, упрощение и обеднение художественного решения. Массовое тиражирование части однообразных в художественном отношении изделий привело, что количественные показатели свели на нет художественное качество ткани. Перенасыщение рынка низкой по художественному уровню тканой продукцией, уменьшение спроса на нее обусловили резкий спад производства, закрытие нерентабельных предприятий [5, 144-145]. Постоянное стремление к повышению производительности труда за счет унификации, погоня за количественными показателями крайне негативно сказались на ткацком промысле: окончательно лишились его специфика и художественная выразительность произведений. Сейчас угасают мощные ткацкие ячейки центральной части Украины, в частности Кролевец, Дегтяри, Решетиловка, Богуслав. Почти все они прекратили свое существование, либо из-за нехватки сырья, спроса на продукцию, другие материальные затруднения изменили профиль производственной деятельности. Теряются материальные ценности, полученные трудом, энтузиазмом и самоотверженным творческим трудом многих поколений народных художников на ниве народного ткачества, прерывается нить преемственности семейного мастерства и опыта. Несмотря на большие достижения в этой области и неисчерпаемый творческий потенциал народных мастеров и художников, ткацкий промысел теперь в крайне тяжелом состоянии [5, 146]. Иван Нечипоренко, безусловно, знаковая фигура в жизни не только Богуславщини, но и всей центральной части Украины, которая развивала ткацкий промысел. Его активная творческая деятельность имела немало направлений и везде он преуспевал благодаря таланту. Поэтому он заслуживает увековечения среди величайших художников украинского народа и в истории декоративно-ужитвои творчества Украины и Богуслава, города, где состоялось его становление как художника. Заметим, что творчество И. Нечипоренко и других талантливых мастеров Богуславской фабрики "Победа" сыграл значительную роль в сохранении народных традиций в области декоративно-прикладного творчества, а также был своего рода агитационной продукцией направленной на становление новых тенденций в ткацком промысле. Положительным является тот факт, что сегодня, у граждан Украины возвышается чувство национального самосознания, растет и интерес народными ручнотканимы изделиями. В начале уже третьего тысячелетия усиливается их роль прежде всего как репрезентантов народной традиции. Ведь она не перестала существовать, поэтому теперь особенно остро встает проблема поддержания и возрождения очагов народного творчества.

Литература:

1. Українська Радянська Енциклопедія. Т. 1. М., 1978. С. 542
2. Жук А.К. Сучасні Українські художні тканини. К., Наукова думка. 1985. 120 с.
3. Бабенчиков М.В. Народное декоривное искусство Украины и его мастера. М.: Архитектурное изд-во. 1945. 88 с.
4. Нечипоренко И.Г. Опыт работы Богуславской фабрики "Победа" по совершенствованию технологии ручного узорного ткачества. М., 1974. 34 с.
5. Никорак О.І. Українська народна тканина ХІХ ХХ ст. Типологія, локалізація, художні особливості. Львів, Інститут народознавства НАНУ, 2004. 583 с.

Автор: КРОСНА от 23.11.2012
Оценка:  





  

Достоинства

  • Мастерски выполнен в технологии браное ткачество.
  • Ручная работа.
  • Приемлемая цена.
Связанные галереи

Печать | Copyright © 2009 - 2017 KROSNA All rights reserved | Контакты