Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль

Иван Нечипоренко - основатель традиционной школы богуславского ткачества

Каждое поколение, благодаря своей творческой энергии и мастерства старается вносить в древнее ткацкое искусство что-то свое, новое. В ХХ в. украинские художники и мастера художественного ткачества, опираясь на многовековой опыт предшественников, развивали этот вид творчества, поднимая его на более высокий уровень. Наблюдаем парадоксальные явления на всех уровнях художественной жизни в период 1950-1980-х гг, оставили своим преемникам богатую и не исследованную в полной мере художественное наследие. Все чаще становится актуальным вопрос о том, как оценивать ее, как выделить то, что было лишь данью времени, от действительно художественных поисков. Впервые рассматривается материал, раскрывающий имена мастеров народного творчества на научном и искусствоведческом уровне, и дает нам ознакомиться с художественными процессами, которые были актуальными для народных промыслов второй половины ХХ в. Декоративно-прикладное искусство - является своеобразной отраслью народного творчества, подчиняется своим законам развития, имеет особую художественно-образный язык, формирует ряд эстетического взглядов человека, активно влияет на ее емоции, мысли и чувства. К ним относится "Богуславская ткань" - один из традиционных видов украинских декоративной ткани, возникший в городе Богуславе Киевской в конце XIX века "[1, 445]. Уместно, является проведение небольшого экскурса в историю народного ткачества Богуславщини, для сориентирования значимости его ячейки - ткацкой фабрики "Победа", в контексте украинской декоративно-прикладного творчества. Данных о развитии ткацкого ремесла на Богуславщине находим не много. Известно, что с конца XIX в. в городке действовала шовкоткацкая мануфактура. Богуславчаны использовали опыт ведущей тогда Киевской школы цеховых мастеров . На мануфактуре ткали различные одеяла и ценные одежные ткани. В XIX в. ткани Богуславского мастеров, полотенца, скатерти, покрывала, наметки, фартуки, запаски становились все более полихромными благодаря появлению новых качественных красителей. На ярмарках их называли "Богуславский". Изделия были известны в Петербурге, Москве и еще более отдаленных регионах. Богуславская школа ткачества славилась рядом с киевской, Кролевецкой, Нежинской и другими, распространяла свой опыт на другие города и села.
Во второй половине XIX в. и нач. ХХ в. ткацкие мануфактуры действовали в Стеблеве, Таганчи Каневского уезда. Во второй же половине ХХ в. рынки насыщаются дешевыми фабричными товарами и это приводит к упадку местного ткацкого промысла. Остаются лишь потомки древних мастеров, которые на протяжении 1945-55-х гг. возрождают традиции народного ткачества, открывая новые перспективы, ведь Богуслав издавна был центром ручного узорного ткачества в Украине. Свидетельством этому является, например, утверждение ученого и искусствоведа Адама Жука "В последующие годы ручное узорной ткачество на Богуславщине получило дальнейшее развитие. В частности, значительных размеров достигло в послевоенный период. В ряде сел, а также в самом Богуславе были привлечены к работе потомственные мастера . В тяжелое послевоенное 1945 год в Богуславе были организованы художественно-промышленную артель "Победа", которая объединила более семидесяти местных ткачих "[2, 76-77].
Бабенчиков Н.В. в своей работе "Народное Декоративное искусство Украины" рассматривая украинское традиционное ткачество, делает акцент на Богуславского тканях: "Представляют интерес и изготовленние кролевецкимы мастерами образцы декоративной, так называемой" богуславской "цветистой ткани" [3, 39]. В то время в Богуславе действовала артель "Победа", которая в 1960 г. была реорганизована в фабрику художественных изделий, где работало более двухсот мастеров ткачества и ковроделия частности. Главным инженером Богуславской фабрики "Победа" стал И.Г. Нечипоренко (1930г.-2004г.), Фактически создатель Богуславской школы художественного ткачества во второй половине ХХ в. Среди многих выдающихся личностей Богуславщини (Архип Люлька, И.С. Нечуй-Левицкий, Марко Вовчок, И. Сошенко, Шолом Алейхем), фигура И.Г. Нечипоренко занимает ведущее место, деятельность его приходится на середину ХХ в., Следовательно принадлежит к когорте художников, чье творчество сформировалась в условиях тоталитарного режима. Родом мастер с Черниговщины, художник текстиля по специальности, промышленник из исключительными способностями и общественный деятель. Он достиг успехов в области декоративно-прикладного творчества. Благодаря его деятельности ткацкий промысел Богуславщини с середины 60-х гг., Переживает период бурного развития и расцвета. Однако учтите, что или достижением И. Нечипоренко является его деятельность, направленная на возрождение и развитие украинских национальных традиций в период коммунистического правления. Творческие работы художника отличаются высоким художественным уровнем, по сегодняшний день пользуются большим спросом у населения и относятся к национальному достоянию Украины. За творчество И. Нечипоренко на заседании союза мастеров народного искусства была вручена премия им. К. Билокур, а также присвоено звание заслуженного мастера народного творчества Украины (1996 г.). И. Нечипоренко создал около 600 творческих работ, вобравшие национальный колорит Украины, привлекали внимание выразительной декоративностью, изяществом композиций, подчеркивает высокий профессионализм. Художник выполнил множество оригинальных композиций до полотенец, скатертей, штор, ковров и т.д.. Лучшие работы мастера хранятся в Киевском государственном музее украинского народного декоративного искусства, Львовском музее этнографии и художественного промысла, Переяслав-Хмельницком историко-культурном заповеднике, Каневском музее народного декоративного искусства, Белоцерковском краеведческом музее, Богуславском историко-краеведческом музее, Санкт-Петербургском этнографическом музее.
Важными событиями в жизни И. Нечипоренко были выставки его творческих работ, неоднократно экспонировались в Украине и России (Москва, Санкт-Петербург), а также на зарубежных выставках было выставлено до 250-ти произведений художника: Японии - (1959р., 1961г. ), Канаде - (1959р., 1961г.), Польши - (1959р., 1960 г.), Финляндии - (1959 г.), Франции - (1959 г., 1961 г.), Чехословакии - 1959 г., Югославии - (1959 г., 1960 г.), Румынии - (1960 г.,), Болгарии - (1960 г., 1985г.), Голландии - (1961 г.), Швеции - 1961 г., Венгрии - 1961 г. , Монгольской Народной Республики - (1961 г.), Индии - (1961 г.), Германии - 1969 г. и др.. Значимость его произведений стала едва ли не главным аргументом в решении вопроса строительства новых корпусов фабрики "Победа". На восстановленном после войны предприятии художественных промыслов проводилась реконструкция, расширение площадей и укрепление материально-технической базы. Уже с первых лет своей работы И. Нечипоренко внедряет технические и художественные новации, апробированные им в индивидуальном творчестве. Основываясь выверенные веками принципы декоративного решения народных изделий, он создает новые типы тканых изделий, композиции которых отвечали тогдашним условиям жизни и бытовым потребностям и эстетическим вкусам сельских и городских жителей. Наряду с этим, они определили высокий художественный уровень, к которому стремились приблизиться и другие мастера (фотография 1.). Автор использовал типичные орнаментальные мотивы и принципы композиционного решения - характерные поперечнополосатые узоры, состоящие из разноцветных гладких и орнаментальных полос, а также характерные для народного богуславского ткачества цвета - насыщенный красный, серый, синий, черный, с оттенками желтого. Используя традиции местного народного ткачества И. Нечипоренко в сотрудничестве с художниками Г. Аджиевським и Н. Скопец, творчески переосмыслил традиции, создав высокохудожественные образцы декоративных изделий, и на их основе новые образцы ткацкой продукции. Была проведена огромная работа для создания одного из лучших отраслевых предприятий в Украине, по изготовлению ткацкой продукции. С учетом значения творчества И. Нечипоренко по развитию Богуславского художественного ткачества, необходимо более детально рассмотреть составляющие его творческого вклада. В 1955 г. И. Нечипоренко был усовершенствован ручной ткацкий станок, которым человечество пользовалось не одно столетие; разработана новая технология изготовления народных узорных тканей, за счет особого заправки ткацкого станка позволяла выполнять сложные элементы, обеспечивая широкий ассортимент изделий. Преимущества этой технологии в том, что она позволила сократить количество узорных ремизок и тем самым намного повысить производственную производительность станков. Вместе с тем появились большие возможности варьирования орнаментального узора по ширине ткани при уже привычной заправке станка [2, 78].

Автор: КРОСНА от 23.11.2012
Оценка:  





  

Достоинства

  • Мастерски выполнен в технологии браное ткачество.
  • Ручная работа.
  • Приемлемая цена.
Связанные галереи

Печать | Copyright © 2009 - 2017 KROSNA All rights reserved | Контакты